22 декабря 2010 года этот мир покинул Вадим Васильевич Дёжкин.
И уже 10 лет Вадима Васильевича так не хватает всем, кто его любил, уважал и ценил.
В.В. Дёжкин (1930 - 2010) - выдающийся человек, охотовед, зоолог, эколог, доктор биологических наук, профессор, педагог, подвижник, видный теоретик и практик отечественного заповедного дела, талантливый популяризатор охраны природы и охотничьего хозяйства, многолетний куратор заповедной тематики ЦНИЛ Главохоты РСФСР, разработчик перспективных схем развития географической сети федеральных ООПТ.
В.В.Дёжкин - выпускник Московского пушно-мехового института - легендарной школы отечественного охотоведения, ученик профессора П.А.Мантейфеля.
Годы учебы в Московском пушно-меховом институте (1948-1953 гг.) В.В.Дежкин, О.К.Гусев, Ю.В.Лабутин
Дядя Петя - профессор Пётр Александрович Мантейфель, душа охотоведческого братства Московского пушно-мехового института.
В 1953 году молодой биолог-охотовед Вадим Дёжкин получает распределение в Воронежский государственный заповедник на должность старшего научного сотрудника - зоолога. Здесь он проработал 9 лет, изучая экологию европейского бобра, участвовал в мероприятиях по его расселению в разных районах Советского Союза, издавал первые научные труды. Собранные материалы в дальнейшем стали основой его кандидатской диссертации (1966 год).
Докторскую диссертацию, посвящённую научным основам эксплуатации, охраны и воспроизводства охотничьих животных, Вадим Васильевич защитил в 1989 году.
В 1963-1968 гг. В.В.Дёжкин - главный охотовед Главкооппушнины Центросоюза СССР,
с 1969 по 1997 гг. - заведующий отделами и директор (1975-1980) Центральной научно-исследовательской лаборатории охотничьего хозяйства и заповедников Главохоты РСФСР - куратор тематики заповедного дела.
Красноярск, апрель 1980. В центре: Ф.Р.Штильмарк и В.В.Дёжкин.
В 1992-2006 гг. В.В.Дёжкин - заведующий кафедрой фундаментальной экологии и природопользования Международного независимого эколого-политологического университета.
В.В. Дёжкину принадлежит свыше 500 печатных работ по проблемам экологии, охраны природы, заповедного дела, охотничьего хозяйства, в том числе более 20 монографий.
В течение многих лет В.В. Дёжкин вел интенсивную научную и общественную работу, состоял членом различных ученых советов, редакционных коллегий и т.д. Он входил в состав рабочих групп Государственной Думы по разработке проектов федеральных законов «О животном мире» и «Об особо охраняемых природных территориях».
В.В.Дёжкин и О.К.Гусев на Всероссийской конференции, посвящённой 90-летию государственной заповедной системы России (2006 г.)
Из выступления В.В.Дёжкина на Всероссийской конференции, посвящённой 90-летию государственной заповедной системы России (Москва, ноябрь, 2006 года).
«Что же государство, какую роль оно играло и играет в становлении «заповедных былей», в существовании территориальной системы охраны природы? Нельзя, естественно, сводить эту роль к нулю, иначе этой системы не было бы вообще, сделано немало, однако изъянов гораздо больше, нежели позитива. Прежде всего - и об этом надо говорить особенно громко - охрана Живой Природы, заповедное дело никогда не были в числе государственных приоритетов. Такое же положение сохраняется и в настоящее время. Пробилась ли хоть раз эта актуальнейшая тема в Государственные доклады Президента «О положении в стране»? Рассматривалась ли специально и глубоко на сессиях Государственной Думы? Изучалась ли и оценивалась Правительством? Почему сохранение и восстановление природных ресурсов, в том числе и силами особо охраняемых природных территорий, не выделено в приоритетную программу Правительства, хотя известно о бедственном состоянии этих ресурсов и ведающих ими структур? Почему у Правительства не вызывает тревоги все развивающееся в стране биологическое браконьерство, местами буквально принимающее форму экологического террора?
Я не буду затрагивать тему о создании специального правительственного органа по управлению особо охраняемыми природными территориями, эта больная проблема наверняка не раз будет встречаться в выступлениях на данном совещании. Только как расценить факт демонстративного невыполнения высокопоставленными чиновниками обещания, которое Президент публично дал Василию Михайловичу Пескову во время встречи с ним?
Но это события последнего времени, которые, к сожалению, только подтверждают тезис о незаинтересованности нынешнего Правительства в развитии заповедного дела России. А что было за 90 лет? Огромные 90 лет?
А было всякое, в том числе и невозможное по современным представлениям.
Задачи охраны природы изымались из терминологического и фактического обихода заповедников, объявлялись буржуазными и подменялись задачами по «социалистической реконструкции природы» и повышению производительности лесного, сельского, охотничьего и рыбного хозяйства. От заповедников непрерывно требовали «внедрения» в практику. Отвлекали их от основного дела.
Жалкие гроши, которые выделялись на финансирование заповедников, казались руководящим чиновникам чрезмерными и неоправданными и от заповедников настойчиво требовали развития собственных доходных производств, перехода на «самоокупаемость»…
Закрытие большинства советских заповедников в 1951 и 1961 годах и сокращение площади многих из оставленных - самое зловещее воспоминание минувших 90 лет. Казалось бы, в современной державе, претендующей на возвращение к роли Великой, не должно возникать и тени возможности повторения этих сюжетов. Но кружатся и множатся слухи о некоем сверхвлиятельном ведомстве, руководители которого якобы недоброжелательно настроены по отношению к заповедному делу, и сжимаются сердца от дурных предчувствий. А что им, своевольным чиновникам, стоит, ослушавшись Президента и не создав Руководящего заповедниками органа, «прихлопнуть» сами заповедники? Что бы «не изымали природные ресурсы из хозяйственного пользования» и не мешали протягивать пронырливым бизнесменам жадные руки к этим ресурсам.
Вечная скудость бюджетного финансирования. Нищенские или близкие к ним условия быта сотрудников заповедников. Необходимость для них отыскивать побочные источники доходов и питания, заниматься трудоемким подсобным хозяйством. Обязательная трудовая повинность в соседних колхозах и совхозах. Беспомощность при виде высокопоставленных гостей-браконьеров, да еще и унизительная повинность в организации охот для них. Неусыпный надзор со стороны местных партийных органов за всем, вплоть до требования уничтожения крупных хищников и особенно - волков на заповедных территориях. И так далее и тому подобное.
Восхищает то, что сотрудники заповедников в этих сложнейших условиях не потеряли лица и сумели сохранить верность идеям охраны природы, преданность заповедной науке.»
В.В.Дёжкин (Москва, у себя дома). 2006 год. Фото А.Савельева.
Год назад АНО «Дальневосточные леопарды» официально внесло в Минприроды России предложение увековечить память В.В.Дежкина, присвоив его имя Хопёрскому государственному природному заповеднику (Воронежская область). В марте 2020 года с тем же предложением к Минприроды России обратилось руководство Росохотрыболовсоюза.
Результат - нулевой.
Не хотят, чтобы помнили…