ЗА СЕНТЯБРЬ, НОЯБРЬ И ДЕКАБРЬ 2016

Jan 09, 2017 00:35

Сентябрь

Единственный текст, на который я обратил особое внимание в сентябре, оказался к тому же очень нетипичным для моего обзора. Его автор не публицист, а ученый и опубликован он не на популярном ресурсе, а на сайте академического института.

И, тем не менее, это классическая колонка, написанная к тому же по кричащему случаю.

Арсений Миронов: «Пафосный китч против русского фольклора»

История вкратце такова: в системе министерства культуры России существует два учреждения - Дом народного творчества, объединяющий массовиков-затейников и Центр русского фольклора сотрудниками которого являются академические ученые.

С приходом на должность Владимира Мединского финансовые потоки от массовиков начали переходить ученым, и руководство Дома народного творчества попыталось вернуть ситуацию в комфортное для себя русло путем ликвидации «неэффективного» Центра фольклора.

Дело закончилось в пользу ученых лишь после акции протеста, на которую они вышли в народных костюмах и личного вмешательства министра Мединского.

Центр Русского фольклора был включен отдельным структурным подразделения в состав Всероссийского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева. Возглавил его уволенный ранее директор Александр Ефимов.

Обычная, в общем-то, история, но, как показал в своей публикации директор Института Арсений Миронов дело далеко не только в деньгах. Основа всего - борьба между созданным в советское время искусственным, массовым образом «народной культуры» и подлинным традиционным творчеством.

«Во всем мире традиционное народное творчество - мощный генератор образов для профессионального искусства, архитектуры и дизайна, моды, туризма, индустрии игрушек, сувениров и др.

Почему же в России так называемое “народное творчество” за редким исключением вызывает отвращение у молодежи, а за рубежом воспринимается как китч? Отчего - при наличии мощнейших традиций отечественных мастеров - так беспомощно безвкусны почти все сувениры в стилистике а-ля рюс?

Отчего “русские” сарафаны и кокошники, которые наши дети надевают на школьные праздники и в которых выступают бабушки на конкурсах народных хоров, зачастую так неестественно ярки, имея мало общего с подлинным русским костюмом? Отчего, наконец, в великом древнем Суздале как будто нечего праздновать, кроме “Дня рождения огурца”?

Любой внимательный человек увидит: есть две культуры, две России».
Своевременное вмешательство в конфликт Мединского и его общее понимание проблемы вселяет в автора оптимизм:
«Есть шанс, что со временем образ полупьяной визжащей России в пластмассовом кокошнике будет вытеснен из общественного сознания в стране и за ее рубежами.

Возможно, лицо русского фольклора очистится от густого слоя советских румян и сценического грима в духе «кабаре а-ля рюс».

К слову стоит вспомнить, что далеко не все скандалы вокруг Мединского и вверенного ему министерства завершались так удачно - в марте за хищения был задержан его заместитель, а осенью разгорелись баталии вокруг докторской диссертации самого министра.

Ноябрь.

В Ноябре я почти совсем ничего не читал, но даже если бы это и было бы не так, то текстом месяца все равно на полном основании стал бы потрясающий репотраж Дмитрия Стешина и Александра Коца, «Боевики из Мосула рвутся в Сирию».

Военкоры «Комсомолки» вместе с шиитским ополчением рвались к Мосулу, а им навстречу рвались «черные», которые через некоторое время, накопив необходимые силы, не теряя позиций в Ираке вновь захватили Пальмиру.
Но это будет потом, месяц спустя, а пока выглядело это как-то так:

"Сложно понять, кто у кого черпал вдохновение - голливудские декораторы у пустынных воинов или наоборот. Мы оказались во всех трех «Безумных Максах» сразу. Не хватало только женщин-воинов в бронелифчиках.

Так называемые «гантраки» - с хищными бамперами, противоосколочными щитами и причудливыми пулеметными башнями.

Воины с флагами, привязанными на спину, и воины с портретами шиитских святых между лопаток, строго глядящих на тех, кто наступает следом. Под их взглядами невозможно струсить и убежать с поля боя. Наверное в этом и скрыт сакральный смысл такой агитации".

По прошествии двух месяцев можно констатировать, что наступление на Мосул не дало ощутимых результатов, при этом ИГ удавалось добиться тактически-пропагандистских успехов в Пальмире и на севере Турции, где впервые от «черных» тяжелые потери понесла регулярная турецкая армия.

В декабре я прочел и репостил всего два текста. Один из них явно не тянет на топ, хотя и не лишен интереса - Йошка Фишер (помните такого?) хоронит свободный мир Запада, который уходит вместе с 2016 годом, сжимаясь как шагреневая кожа, под воздействием всяких Брекситов, Путиных и Трампов.

Второй в общем о том же, о главном событии 2016-го - победе Дональда Трампа, но выдержан совсем в другом ключе.

Журналисты швейцарского журнала Das Magazin Фон Ханнес Грассиггер и Микаэль Крогерус провели исследование влияния новейших технологий агитационной работы в соцсетях на результаты британского референдума о членстве в ЕС и президентских выборов в США, русский перевод которого был опубликован изданием «Инсайдер» под заголовком «Расследование Das Magazin: как Big Data и пара ученых обеспечили победу Трампу и Brexit»

Во вступлении к тексту с соответствующей ссылкой сообщается, что «как отмечает немецкий Spiegel, многие журналисты уже стали называть расследование «текстом года».

Текст этот приобрел у нас довольно большую популярность, его даже цитировали телеэксперты у Соловьева, став своего рода политическим аналогом знаменитого майского текста «Новой» про «Группы смерти».

Там соцсети доводил до самоубийства российских подростков, тут - до цугундера свободный мир Запада (см. выше).

Безусловно, в этом тексте слишком торчат уши саморекламы упомянутых в нем технологий, персон, исследовательских и консалтинговых центров.

Кроме того, эта история конечно показывает, как работает по крайней видимая часть экспертного айсберга. Эксперты облажались прошляпив и Брексит и Трампа. Кто виноват? Конечно не эксперты. Конечно не истеблишмент. Виноват…

Путин! Для более взыскательных умов швейцарцы отвечают - нет, не Путин! Виноваты дьявольские манипулятивные технологии.

Но, тем не менее, написано это увлекательно, как хороший детектив про гениального, но наивного ученого, у которого злобный делец похищает могучую технологию, способную как осчастливить, так и уничтожить человечество. Так что не знаю как там на текст года, но на текст месяца вполне тянет.

Вот вам кусочек, чтобы прочувствовать атмосферу:

«Зал нью-йоркского отеля Grand Hyatt, выполненный в темно-синих тонах, наполняют гитарные риффы: играет песня Bad Moon Rising группы Creedence Clearwater Revival. Проходит ежегодный саммит Concordia, мировой экономический форум в миниатюре. Приглашены сильные мира сего, даже действующий президент Швейцарии Йоханн Шнайдер-Амманн.

«Прошу приветствовать Александра Никса, директора Cambridge Analytica», - раздается приятный женский голос. На сцену поднимается долговязый мужчина в темном костюме. В зале царит тишина. Многие уже знают, что перед ними новый digital-специалист Трампа.

«Скоро вы будете называть меня Мистер Brexit», - таинственно написал Трамп в своем Twitter несколькими неделями ранее. Действительно, политологи уже писали тогда о сходстве программ у Трампа и у сторонников выхода Великобритании из ЕС.

И лишь немногие знали о связи Трампа с малоизвестной Cambridge Analytica».

В завершении текста авторы прямым текстом дают понять, что на Брексите и участии в выборах США владельцы «гиперболоида» не остановятся - они уже готовы выжигать мозги избирателям, готовя успехи «Альтернативы для Германии» и Марин Ле Пен.

Ну что же, на этом мостике к ключевым событиям 2017-го можно и закончить.

Мосул, Брексит, русская культура, итоги года 2016, соцсети, ИГ, итоги года, Трамп, Ирак, Мединский

Previous post Next post
Up