Написал про Францию нынешнюю, и тут же как-то получились еще мысли о французской истории.
Мы как-то привыкли воспринимать Францию эдаким эталонным национальным государством, где нацбилдинг Великой Революции стал всего лишь логическим завершением всей средневековой и раннемодерной истории.
Так Франция выглядела на фоне средневековой "империи" Плантагенетов и раннемодерной империи Габсбургов.
Поэтому, когда я давеча
цитировал Броделя о том, что как экономический подъем 16-го в. способствовал росту имперских проектов, в который автор помимо собственно Габсбургов и Османов включил и Францию то публика высказал удивление.
Как это так? Ведь Франция это, своего рода прото-национальное государство (раннее национальное государство), а причем тут империя?
Ну, во-первых, еще в конце 18-го в. французские федералисты - жирондисты, считали Францию слишком большим и разнородным государством, чтобы унифицированно управлять ею из одного центра.
Но дело даже не в этом.
В известной формуле "король Франции является императором в своем королевстве" обычно акцент делается на слово "король", но не стоит игнорировать и слово "император". Если природа власти французского короля та же что и у самого Императора, то вопрос состоит только в масштабах французского королевства. Тем более, что именно франки возродили Западную Римскую империю.
Имперский потенциал Франции ждал своего часа, и этот час настал с окончанием средневековья. Эту эпоху - рубеж Средних веков и Раннего Нового времени принято называть Возрождением, при этом часто опуская, что же именно возрождали в Европе.
А возрождали - античность (в том виде, в котором ее знали тогдашние европейцы, а знали они вплоть до 19 в. в основном Древний Рим), и, естественно, это движение не ограничивалось ориентацией на античные формы в изобразительном искусстве. Ну а какое же возрождение античности, без возрождения Римской Империи?
Поэтому не удивительно, что когда в 1519-м году скончался знаменитый император Макс, то на новые выборы выставили свои кандидатуры не просто немецкие князья, как это было принято в Средние Века, но могущественнейшие владыки "национальных" государств ренессансной Европы - Генрих Английский, Франциск Французский и Карл Испанский.
И именно французский король обосновывал свое право происхождением от Карла Великого.
Франциск видел себя Императором. По легенде, когда его мать, Луиза Савойская, долго не могла понести дитя, и обратилась за помощью к знаменитому отшельнику Францизску Паульскому. Благословив ее, святой предрек, что рожденный ею сын станет не только королем, но и императором.
За несколько лет до выборов Франциск продавил в парламенте принятие Болонским конкордата, который выглядел как компромисс с Папством, и отступление от галликанских принципов Прагматической санкции 1438-го г., делавшей церковь во Франции полностью независимой от Рима, т.е. национальной. (это был чуть ли не единственный случай сбора Штатов в годы его правления).
Заметим, что тот же Генрих VIII в церковном вопросе поступил ровным счетом наоборот.
Резиденцию Франциска в Фонтенбло современники называли "Новым Римом, где люди Севера встречали Италию на полдороги к ней". А на иллюстрации, к иллюминированному манускрипту с переводом «Записок о Гальской войне» Юлия Цезаря, сам основатель Римской Империи стоит посреди галльского леса рука об руку с королем Франциском. Примеры можно продолжать
Так что, если бы не клинки фон Зиккингена, пики Фрундсберга и золото Фуггеров, то в 1519-м году, центром Империи могла бы стать не периферийная Кастилия, а Франция. Консолидированная, многолюдная, абсолютистская и расположенная в центре Европы.
Думаю, что тогда бы история Нового времени могла бы сложиться совсем иначе.