ЗА МАЗЕПУ

Sep 10, 2015 16:26

Мазепа и пустота

В истории с Мазепой украинцы так и не могут внятно объяснить главного. Допустим он 100 раз правильно поступил, что на старости лет решил побороться за вільну самостійну Україну против ворожої Москвы. Пес с ним, с этим. Но где собственно прое... пардон... куда делась та внушительная военная сила, которой он вообще-то говоря командовал.

Тут ведь что важно понимать о природе власти Гетманов. Они стояли во главе не Малороссии и никакой не "Гетманщины" в значении территориального образования. Они стояли во главе военной организации, самоназванием которой было Войско Запорожское, а на европейский манер Гетманский Регимент.

Тут кстати любопытная опять же филологическая штука выходит. Слово Регимент переводится как "полк" т.е. воинское подразделение, или как слово "режим" - т.е. форма правления. А само по себе слово полк в славянских языках от германского "фольк" - т.е. народ. Но не просто народ, а народ вооруженный, народ-войско (а никакого другого народа собственно и не бывает, бывает население, этнографический материал). Одним словом гетман стоял во главе вооруженного народа - казаков, организованного в полки распределенные между городскими центрами Малороссии, т.е. во главе Войска Запорожского Городового. Формально он также стоял и во главе Запорожской сечи или Войска Запорожского Низового, или Коша. Но Кош и его атаманы очень ревностно оберегали свою независимость от Гетмана и это вообще отдельная история.

Но помимо казаков в Малороссии было еще как минимум четыре группы населения, или корпорации - это крестьяне, которые со времен Б.Хмельницкого все были вольными, это горожане в первую очередь тех городов, которые пользовались самоуправлением - магдебургским правом, и это Церковь, Киевская Митрополия. И только в совокупности с Войском Запорожским они и составляли население Малороссии. При этом, в отличие от Гетмана, для все этих категорий населения сувереном был московский Царь. В принципе логика политических процессов такова, что все гетманы, будучи во главе единственной вооруженной силы в регионе пытались в явочном порядке подчинять себе остальные корпорации (включая запорожцев), чему те как могли сопротивлялись, апеллируя, естественно к Царю. Просто их частая смена не давала им довести этот закономерный процесс до какого-то конца, а вот у Мазепы времени на это было предостаточно.

Так вот. Еще в 1695 г. Мазепа выступил во главе всего Войска Запорожского в поход на нижний Днепр, против турецкого укрепрайона из четырех крепостей, расположенных на т.н. Таванской переправе. Уже этот поход, в котором вторую половину войск составляла армия Шереметьева, основу которой составляли силы Белгородского разряда (это тоже такой военно-административно-территориальный полк-регимент), показал, что собственно городовые полки с военной точки зрения слабоваты. Основной силой Мазепы были наемные полки укомплектованные за его собственные средства. В общей сложности, не считая запорожцев, под его началом было порядка 35 000 бойцов.

К моменту вторжения Карла, т.е. к 1708 г. с "Великого на Казикермен похода" прошло 13 лет, срок не такой уж и малый. А всего у власти Мазепа был с момента окончания первого Крымского похода, т.е. с 1687 г., 21 год. Все это время Мазепа занимался накоплением собственных богатств и развитием культуры, в первую очередь церковной, но не только - Мазепинское барокко и вот это вот все.

Стратегический замысел Мазепы был таков: он сидит на печи, и ждет чья возьмет при этом до последнего демонстрируя лояльность обоим сторонам. Карл пер на Москву и либо должен был разбить Петра в решающем сражении, либо заставить бежать далеко на Северо-Восток и капитулировать. Вместо этого Карл делает резкий рывок на юг, навстречу Мазепе, потому что зима близко. Дедушка старый, нервы у него сдают и он вынужден вскрыть карты. Это если коротко фабула событий.

И вот тут мы приходим к главному вопросу - какое-то странное национально-освободительное восстание случилось у Мазепы. По идее, он должен был взять все свое Войско которым командовал и вдарить по москалю. Причем момент был удачный, основная армия стояла против Карла. Можно было в лайт-варианте просто вырезать московские гарнизоны, запереться в крепостях и ждать шведа. Вместо этого Мазепа с 1000 своих наемников садится на и без того полудохлую шведскую лошадку. Почему?

Да потому, что за 20 лет его мудрого, европейского и просвещенного правления вверенная ему военная организация в реальности просто перестала существовать. Меньшиков, еще не зная про его измену, и двигаясь на юг проехал через земли Черниговского полка и сообщает в письме Петру, что собственно от всего полка он застал полторы сотни человек, да и то тех, кто не успел разбежаться. Разбежаться, Петр!

За всей эпопеей Мазепы как-то на второй план отходит то, что в это время творится вообще на Гетманщине. А творится там интересное.

Петр пишет Мазепе - собирай свое Войско и дуй ко мне в ставку. Мазепа пишет - не могу, мужики собираются с палками, ружьями, столярными инструментами, пьют водку и бьют жидов, а к ним еще с Дона бабаи да козицыны на подмогу идут. Петр конечно на измене - на Дону то еще Булавинцев не добили. Пишет Мазепе - ситуацию понял, сиди на попе ровно, пришлю тебе еще в помощь войск, чтобы порядок навести. Мазепа - Петру: да нет, тут не все так однозначно, сами справимся. Петр - а, ну ок.

Все обычно трактуют этот момент, как попытку Мазепы отпетлять от соединения с Петром с одной стороны и от увеличения московского военного присутствия с другой. Это в принципе так, он ведь ждет чья возьмет, но акценты я бы тут сместил. Итак. 1-е. Беспорядки имели место, Мазепа их не придумал, это не просто отмазка. 2-е. Мазепа не хотел идти к Петру не только потому что опасался ареста или не хотел подводить Карла. Он просто знал, что ему не с чем идти к Петру. 3-е, на подавление беспорядков ему было достаточно своих наемных сердюков, и это был его творческий максимум в силовом плане.

Далее. Про разбежавшиеся полки. Гетманщина, повторюсь, в основе своей военная организация - Войско. И вот к землям этого Войска подходит сразу две чужих армии. Не важно сейчас которую из них свободолюбивые украинцы считают своей, а которую - чужой. Но как минимум одна точно чужая. И оказывается, что это самое Войско не способно не то что наступать, оно не способно и к обороне, ни от Карла, ни от Петра.

Выглядит это примерно так. Какой-нибудь полковой писарь (это офицерская должность) собирается на сбор своего полка. Только выехал за ворота - а крестьяне, которых он всячески притеснял корча из себя пана, бац! и разграбили его маеток. Вот просто взяли и разграбили. Поэтому его сосед, какой-нибудь осавул или хорунжий сидит никуда не едет и стережет свое добро и надеется что пронесет. Кого-то может и пронесло...

Теперь дальше, еще один случай. Мазепа бежит до шведов, а за ним погоня - конница Меньшикова. У мазепы с собой сердюки. Шведы его принимают и поскорее в тыл, подальше от погони такого ценного человека. Ну и два полка разворачивают в боевой порядок чтобы это дело прикрыть. И сердюкам говорят - давайте, вон московиты скачут, надо пиф-паффен делать. Сердюки такие, ага, мы пока обоз посторожим. Шведы разворачиваются в цепи, с успехом отбивают наскок русских, а в это время их обоз с сердюками продолжает двигаться и когда выходит из зоны прямой досягаемости полков, что делают сердюки? правильно - тупо вырезают шведов-обозников, раненых которые там были, грабят обоз и разбегаются кто-куда.

Причем там где есть хотя бы минимальный русский гарнизон, там местные казаки, мещане и даже крестьяне ведут себя прилично, никакого беспорядка и мародерства, а наоборот, с удалым матерным криком атакуют шведов. Но там где их нет - полный хаос и брожение, и вся воинская организация Войска Запорожского Городового разлазится как старая прогнившая овчина.

Таких инцидентов куча - при приближении к Гетманщине двух сражающихся армий все ее население, все крестьяне, казаки, старшина вплоть до самого ясновельможного гетмана приходят в небывалое нервное возбуждение и не могут думать ни о каком сопротивлении, а только и исключительно о добре - собственном или чужом. А добра этого, за золотой век Мазепинского ренессанса накоплено было будь-здоров. А кто накопить добра не сумел, тот накопил черной зависти. Дай только повод. И повод появился - война все спишет. И оказалось, что где было сокровище у казаков, там было и их сердце. В возах да амбарах с накопленным добром.

Вот вам и вся эпопея с Мазепой. Он ведет себя точно так же как и все остальные жители его владений. И вот это, конечно, феномен, еще требующий дальнейшего изучения и объяснения.

политическая антропология, 18 в., история, Мазепа

Previous post Next post
Up