ЗА ОБРАЗОВАНИЕ

Jan 03, 2014 00:33

Очень любопытное интервью немецкого профессора о современных трендах развития высшего образования

даже живущие прямо в Атланте молодые люди рано или поздно начнут задаваться вопросом: зачем мне идти в кампус, если я могу обойтись и не платить эти 45 тысяч? Не забывайте, в США образование часто оплачивается за счет кредита. Его потом нужно отдавать, а работу после университета могут найти далеко не все выпускники. Так почему бы не получить тот же самый диплом магистра всего за семь тысяч долларов? Благодаря увеличению числа студентов университет будет зарабатывать на дешевых курсах куда больше денег, чем когда-либо в истории.

Но затем неизбежен следующий шаг. Уже сейчас есть профессора-звезды, они известны во всем мире, они публикуют свои бесплатные курсы. И когда MIT и Гарвард полностью завершат разработку своих курсов, то скажут: вот, курсы готовы. А зачем нам теперь дорогие профессора? Мы лучше наймем дешевых ассистентов, супервайзеров, которые будут следить за использованием курсов. Профессор получит свои комиссионные за имя, какие-то деньги за общий контроль над курсом и за регулярное обновление его материалов. Зачем нанимать кого-то, да еще на пожизненный профессорский контракт? Профессорам будут заказывать только разовые обновления курсов, а работу всю будут делать дешевые ассистенты. Это революция, к которой вузы еще совершенно не готовы.

***

Когда университет подписывается на научные журналы, он платит не только за подписку, но и за использование студентами и преподавателями электронной версии журнала. Стоимость таких подписок растет, и университеты от них отказываются. Например, Технический университет Мюнхена отказался от подписки на математические журналы издательства Elsevier - а это были лучшие журналы. Но как только вы отказались от подписки, то не можете пользоваться статьями журнала. А копирайт на статьи сохраняется за издательством. Получается, что профессора университета писали в черную дыру! (...) руководство Принстона прямо запретило своим сотрудникам отдавать кому бы то ни было права на распространение электронных версий своих работ. Это открытое объявление Принстоном войны издательствам. Это исторический шаг.

***

Мои дорогие немецкие коллеги часто делают так: сканируют три-четыре книги, которые им не принадлежат, - и готов курс.

***
Немцы все проспали, немецкие фонды такие тупые. Что они делают с деньгами? Они финансируют какие-то струнные квартеты, выступающие на развалинах замков! К ним можно приходить с любыми проектами, только не с инновационными. Америка другая. Там фонды финансируют развитие. Университет имени Гумбольдта получил миллион от Google для открытия Института Google. И что они сделали с деньгами? То, что немецкие профессора всегда делают: начали проводить заседания. В результате получили только исписанную бумагу.

Мне попадалась публикация о том, что бум интернет-образования в США привел к появлению массы "левых" контор штампующих дипломы и пользующихся для этого либерализмом американского законодательства и нестыковками в правовых нормах различных штатов. Однако это только пол беды. Это интервью вскрывает куда более глубинные пласты.

Главное для меня в этом материале это демонстрация того, что происходит с образованием когда оно превращается в "рынок образовательных услуг".

Западная цивилизация эпохи Модерна своим глобальным лидерством обязана в том числе и установке на то, что рациональное, научное знание является фундаментальной ценностью, высшим благом. Сегодня эта ценность стремительно монетизируется, превращается в товар, становится объектом рыночной стихии, т.е. "естественного", "натурального", "природного" процесса направляемого не человеческим рацио, а "невидимой рукой".

Университет трансформированный Вильгельмом фон Гумбальтом из оплота средневековой схоластики в базовый социальный институт новой эпохи, в мощнейшую социальную машину по выпуску "прогресса", превращается теперь в нечто совершенно иное.

Автор критикует немцев за то, что гранты они тратят на "струнные квартеты музицирующие в средневековых замках", т.е. на культуру как таковую, в то время как американцы инвестируют. Но немцы тоже инвестируют, инвестируют в человека и общество, тогда как американцы вкладывают материальное в черную дыру виртуального. Как и положена, черная дыра растет...

Германия, США, наука, образование

Previous post Next post
Up