ЗА ГОД

Dec 28, 2013 12:31

Вторая, "весенняя", подборка наиболее значимых для меня текстов уходящего 2013-го года.

Март.

С мартом, в отличие от февраля , все вышло наоборот совсем просто. Значимых для меня текстов было всего два. Выбор был между признанным «классиком» Борисом Межуевым и моим любимым автором «Однако», умницей Валентином Жаронкиным. После того как Январь и Февраль остался за авторами, которых я знаю лично, сделать выбор в пользу Валика значило бы "дискредитировать конкурсную комиссию". На это я пойтить не мог, и текст «О борьбе двух энергетических стратегий», русской и американской, пал жертвой политкорректности.

На самом деле, как деле я конечно шучу. Март стал месяцем 60-летия со дня смерти Сталина так что оценка «роли личности в истории» объективно стала темой месяца. Но почему же из всех тематических публикаций я остановился именно на небольшом тексте Межуева? Ответ на первый взгляд парадоксален: потому что он не про Сталина.

Дело в том, что мое мнение о таком историческом явлении как «сталинизм» полностью оформилось, наверное, году к 2010-му (после Зиновьва) и ничего лучше пока никто не предлагает. Фигура Сталина в свое время стала для нас своеобразным Сидом Вишисом - вызовом «общественному вкусу», рукопожатности, вызовом разграблению нашей страны, прихватизации под крики о десталинизации. Однако за прошедшие годы Система переварила этот вызов, и выложенные стразами и паетками принты со Сталиным теснят с мажорных футболок Чегевару. А под это дело разграбление страны вышло на новый круг.

Текст Межуева о городском классе и Власти, о том, с чего начался год в России, и чем он закончился на Украине. Если помните, серебро января было у Толкователя и «трагедии креаклов». Поэтому «Сталин и драма городского класса» действительно стоит того, чтобы попасть в дюжину лучших текстов за уходящий год.

Цитата:
Экономические мероприятия постсоветской власти, равно как и задуманная троцкистами сталинская индустриализация, работали именно на городской средний класс, на его рост, преуспевание и общественное влияние. Топ-менеджеры девяностых и нулевых, офисный планктон, все эти многочисленные юристы, экономисты и администраторы - это были в большинстве своем те самые люди, кто в 2004 году радовался выходу в свет «Ночного дозора» с первыми русскими спецэффектами, в 2005-м - морю георгиевских ленточек в центре столицы, а еще в 2008-м - победе русского оружия в трехдневной войне с Грузией. Потом о них внезапно позабыли как теоретики «хипстерского» движения, так и строители «морального большинства».

О тексте Валентина Жаронкина "Мир выбирает: русский атом или американские доллары. О борьбе двух энергетических стратегий" подробнее в отдельном хит-параде текстов Однако.

Апрель.
Тоже не очень урожайный месяц.

Выбор между двумя финалистами стал по-настоящему мучительным и великолепно отражает ту трансформацию моих интересов, вернее даже не трансформацию, а перенастройку оптики с Имперства на Регионализм.

Все мы с вами тут думаем о том, «как нам обустроить Россию». И вот я уже несколько лет как пришел к выводу о том, что «обустройство» наступит тогда, когда каждый начнет реально обустраивать то, что ему под силу. Кто-то, прочитав какой-нибудь величественный текст об имперском возрождении и евразийской интеграции, вставит разбитое окно в подъезде. Я, как депутат, пытаюсь влиять на обустройство родного города. А потому, сегодня для меня тексты о локальном важнее, чем тексты о глобальном.

В итоге, текстом Апреля стал материал «Миражи Черноморской республики» лидера одесских анархистов Вячеслава Азарова.

Тема ОСР - Одесской советской республики - уже прочно вошла в наш федералистский дискурс. Однако в год ее 95-летия Вячеслав пошел дальше, и добавил некий контекст, показав, что ОСР возникла не на пустом месте. Вообще причерноморский регионализм - тема «Новороссии» стала для меня главным идеологическим «активом» уходящего года, так же как тема «Евразийства» главным «пассивом» (см. «девушку февраля»). Прочитав статью Азарова, яснее понимаешь ильфовско-петровских «пикейных жилетов». Но настоящим катарсисом стало упоминание в конце материала «дела одесских комсомольцев» - политзаключенных №1 «Черноморской республики».

Чтобы понятно насколько тяжело досталась победа тексту Вячеслава Азарова скажу, что по описанным выше причинам я предпочел его совместной статье великого американца Иммануила Валлерстайна и его отечественного ученика Георгий Дергульяна «История одного падения». Этот текст - краткий обзор русского ХХ века в терминах мир-системного подхода. Я бы сказал, что этот текст хорош на столько, что после ознакомления с ним, по большому счету, без особой надобности про СССР можно больше ничего не читать.

Неудачниками полуфиналов стал своеобразный манифест Галицкого сепаратизма (который я всячески приветствую) «Без Дикого поля» Миколи Рябчука (как тут не вспомнить «Без Орды» Холмогорова) и футбольно-урбанистическо-антропологический текст о «Московском дерби» Андрея Семьянинова с Однако.

Май.
Не смотря на довольно большое количество текстов, которые привлекли в этом месяце мое внимание, несомненным лидером стал Артем Гарячкин с его блогом на «Однако» «Внутренние таможенники. Кто на самом деле мешает интеграции Украины».

Еще одним идеологическим трендом уходящего года стало превращение экстравагантной теории о «новом феодализме» (над которой лично я работаю с 2009 г.) в самоочевидный для публики факт. В виде журналистского штампа она перекочевала во многие тексты, к.п. оппозиционные, но до сих пор до полного описания и осмысления этого феномена еще далеко. Статья Артема несомненный шаг именно в этом направлении. Он описывает такой ключевой элемент феодализма как дробление суверенитета, появление «внутренних таможен». В нашем случае это ведомственные преграды, которые блокируют реализацию любых мало-мальски масштабных проектов. Впрочем, во время летней уборочной кампании выяснилось, что в некоторых областях губернаторы запрещают вывоз зерна из своих владений, так что таможни у нас возникают не только в пространстве властного поля, но и между обыкновенными пшеничными полями.

Два слова об авторе. С Артемом нас познакомил Семен Уралов, и так же как с Димой Литвиным мы вмести начинали работу над сайтом "Ревизор.ua". Артем тот достаточно редкий автор практически под каждой строчкой которого я готов подписаться. Замечательный человек - очень адекватный и уравновешенный, с отличным чувством юмора.

Поскольку лидер месяца определился сразу, то борьба развернулась за серебро. В итоге Юрий Ткачев с текстом «О ВТО, ЕС, домашней брынзе, заднем уме и старых граблях» все же уступил обозревателю «The Guardian» Сиумасу Мильну автору колонки «Britain's wars fuel terror. Denying it only feeds Islamophobia» , посвященной шокирующему убийству британского солдата чернокожими исламскими боевиками среди бела дня в Лондоне. Мильн пишет о том, что причины того, что подобное случается в Англии следует искать в войнах, которые королевские войска ведут в исламском мире, и в методах которыми эти войны ведутся.

Цитата:
The fact that the US declared the war on terror to be a war without national borders and routinely targets unarmed or unidentified victims has fatally blurred those boundaries. The grisly, intimate killing of Lee Rigby was the absolute antithesis of high technology drone attacks.

Далее автор говорит о поддержки правительством исламистов в Сирии. Спустя несколько месяцев Парламент сенсационно провалит голосование по интервенции в эту страну. Я думаю что депутаты держали в уме резню в Вулвиче и реакцию на него общественного мнения отраженного, в том числе, и в этой статье.

Таймер, Сталин, Валлерстайн, Ближний Восток, футбол, итоги года, идеология, Новороссия, Англия, федерализм, Одесса, история СССР, неофеодализм, Однако, исламисты

Previous post Next post
Up