Решил подвести итоги года перелопатив свой ФБ и определив наиболее важные для меня тексты 2013-го года. Буду их порциями тут выкладывать. Первый выпуск - Зима 2013.
Январь.
Лучшим текстом моего персонального рейтинга стала статья Дмитрия Литвина
«Конец истории» .
Для меня это текст о том, что школа больше не социальная машина, что благодаря Википедии, демотиваторам и сериалу Тюдоры она уже не способна делать из маленького человека еще один кирпичик в стене нацбилдинга. В век когда практически у любого школьника есть смартфон с Гуглом шумные споры вокруг школьного учебника теряют свой подлинный смысл.
Одним из поводов для статьи Литвина стала
кляуза в «воображаемое украинское национальное Гестапо», которую некий О.Крамаренко написал по поводу работы одного из лучших современных украинских историков Натальи Яковенко над концепцией нового школьного учебника истории. Кто-то в обсуждении в ФБ назвал этот пасквиль «эталонным фашистским текстом», в котором как в палате мер и весом содержатся все основные компоненты современного украинского национализма.
Я выбрал эту статью среди прочих, поскольку тема мне профессионально близка, я сам был на лекции Яковенко и симпатизирую ей, а кроме того тема концепции школьного учебника истории, которая на Украине обострилась как раз в начале года, затем была подхвачена и в России, а потому эта статья, как сказал бы Семен Уралов, имеет еще и «союзное» значение.
Два слова об авторе. Для меня Дмитрий Литвин самый интересный на сегодня киевский автор. Я до сих пор помню первый его текст, который я прочитал - в 2010-м «Отец Зосима подал знак». Тогда я написал:
«украинский Дмитрий Ольшанский» . Потом мы познакомились с ним лично и сотрудничали на проекте «Ревизор.ua». В последнее время, к моему сожалению, Дима утратил ту позицию интеллектуального наблюдателя, которую я в нем так ценил и с головой ушел в «революцию» смешавшись с красно-серой массой авторов «УП».
С небольшим разрывом второе место по итогам января занял текст из Блога Толкователя
«Надвигающаяся трагедия для креаклов на примере «дела «Кабанова» . Насколько я понимаю, распространению мема «креаклы» мы обязаны именно этому тексту. Учитывая, что написан он был в начале года про протесты в Москве, а в конце года вспыхнул Киев, то текст, конечно, тоже «союзный».
Оба столичных политических текста в полуфиналах обошли два одесских "культурологических" материала
Александра Галяса и
Юрия Ткачева о которых я скажу отдельно.
Февраль
Выдался очень урожайным на хорошие тексты так, что выбор был очень труден. Чтобы понять накал конкурентного напряжения скажу, что тексты таких признанных авторов как Кагарлицкий или Жижек отсеялись еще на отборочной стадии.
В результате пальму первенства удержал пронзительный (это она умеет :-) ) текст Натальи Переваловой
«Поколения разорванного времени и страны» .
Цитата:
«Я не знаю, где евразийская интеграция реальна - в сухих сводках о союзном ПВО России и Казахстана или в отвратительно-притягивающем фильме «Борат».
Как журналист, рождённый в Союзе, я понимаю, что ПВО реальнее. Но (…) из опыта общения, и профессионального в том числе, осознаю, что реальнее всё же фильм».
Текст о том, что людям около 30 и младше, которые скачивают с торента на смартфон сериал «Шерлок Холмс» (опять сериал и смартфон!!!) очень трудно объяснить на понятном им языке, в чем привлекательность Евразии. Текст о «трудностях перевода» родился в лучших традициях «деятельностного подхода» когда Наталья Перевалова завершив свой великолепный авторский телепроект заступила на редакторскую вахту «Однако. Евразия».
Натащин текст выиграл в финале у еще собрата по «Однако» мощного и пространного опуса самого Тимофея Сергейцева
«Опять 13, или вспомнить все» о том, что мы, русские, существуем только как часть Европы, а всяческая Евразия это «обман».
Текст, в общем-то о том же о чем и у Наташи, причем «старший товарищ» мощно ставит точки над і там где у неё троеточия и вопросительные знаки. Вообще дискуссия вокруг евразийства стали для меня главной идеологической темой года, и именно эти два февральских текста во многом определили мои позиции. Но первой пусть будет Наташа. Потому, что наша! И потому что рефлексия.
Неудачниками полуфиналов стал феноменальный
текст Юрия Ткачева про украинский рынок бензина, ставший прологом к покупке Одесского НПЗ украинским «бизнесменом года» Курченко и, внезапно,
текст о «мужском счастье» Дмитрия Соколова-Митрича.