ЗА ФЛОТ

May 18, 2010 11:28

Судьба одесского моряка.
О «Черноморце», «Фаине» и «Московском университете»

Одесский «Черноморец» вылетел из элитного дивизиона украинского футбольного первенства. Новость с одной стороны ожидаемая, а с другой - казалось бы интересная узкому кругу одесских любителей футбола. Но в судьбе одесского футбольного клуба как в зеркале отражена вся новейшая история нашего города, да и страны в целом.

Известно, что футболисты многих клубов имеют прозвища связанные с названием их команд. Игроки донецкого «Шахтера» - «горняки», московского ЦСКА - «армейцы», лондонского «Арсенала» - канониры. Футболистов «черноморца» до сих пор именуют «моряками». В советское время команда со всей инфраструктурой принадлежала Черноморскому морскому пароходству - крупнейшей в мире судоходной компании.

Процесс становления независимого украинского государства и процесс разрушения ЧМП происходили практически синхронно, отчего складывается устойчивое впечатление об их прямой взаимосвязи. Избавится от недвижимости Пароходства и таких его непрофильных активов как футбольный клуб, молодому независимому государству оказалось сложнее, чем избавится от собственного торгового флота, и этот процесс затянулся на многие годы. На сегодня мы видим его практически полное завершение. Важным шагом в процессе «зачистки» наследства ЧМП стала передача «Черноморца» в конце 90-х одесскому банкиру, строительному магнату и депутату ВР Леониду Климову.

Казалось бы, само по себе ничего плохого в передаче клуба местному олигарху нет. Сегодня именно так существуют большинство ведущих клубов Украины и России. Однако с «Черноморцем» случай вышел особый. Владелец использовал культовый для Одессы бренд, как прикрытие для активного распила собственности и получения бюджетных дотаций. Но тут пришел кризис, и оказалось что получение участков под застройку под прикрытием поддержания на плаву любимой одесситами команды, уже не приносит сверхприбыли, а содержание клуба в высшей лиге удовольствие не дешевое. Итог - закономерен.

Сегодня одесситы задаются вопросом, почему Черноморец сегодня не может конкурировать с клубами украинской Премьер-лиги? Ведь советское время, когда конкуренция в высшей лиге была куда серьезнее, клуб регулярно выступал в Еврокубках. В тоже самое время донецкий «Шахтер» за тот же период продел путь от середняка «с характером» до обладателя кубка УЕФА. Причем ирония заключается в том, что в становлении современного «Шахтера» не последнюю роль сыграли кадры нашего «Черноморца». Всё дело в том, что донецкий клуб хоть и сменил собственника, но Донбасс не утратил своего первоначального промышленного потенциала. А Одесса его утратила, утратила то, ради чего собственно наш город и был создан. Одесса утратила свой торговый флот.

О том, как после этого мутировала экономка миллионного города красноречиво свидетельствует судьба остатков ЧМП. О «Черноморце», который стал локомотивом строительного бума, я уже сказал. А вот тысячи морских контейнеров принадлежавших Пароходству превратились в торговые точки на многочисленных одесских рынках, и в первую очередь на гиганте украинской оптово-розничной торговли китайскими товарами рынке «7-й километр». Строительный бум сменился коллапсом, оптово-розничная торговля на рынках хиреет день ото дня, «Черноморец» в 1-й лиге, на месте стадиона ЧМП - яма со сваями. Всё. Скелет нашей промышленной мощи обглодан практически до конца. Остался только порт, стремительно уступающий в конкуренции Новороссийску и Констанце и люди. Моряки.

10 мая в собственной квартире повесился моряк из экипажа злополучной Фаины, которую 4 месяца держали в плену сомалийские пираты. Компания задержала зарплату…требовались деньги на лечение дочери… Вина за эту смерть ложится не только на недобросовестных работодателях, но и на тех, кто не смог обеспечить безопасность своих граждан в далеком море, а также на тех, кто лишил наших моряков собственного флота. Проще говоря, на нашем государстве, которого просто не оказалось рядом со своим гражданином в тот момент, когда ему нужна была помощь.

За четыре дня до этого трагического случая в Одессе, в результате успешных действий российской морской пехоты от сомалийских пиратов был освобожден танкер «Московский университет». Экипаж судна действовал профессионально и решительно и никто из моряков не пострадал ни при атаке пиратов, ни при штурме захваченного танкера морпехами. Капитан отправил сигнал бедствия, на который отреагировал большой противолодочный корабль «Маршал Шапошников».

Этот случай демонстрирует для чего вообще гражданину нужно государство и для чего государству нужен военно-морской флот. И вот здесь мы подходим к самому главному. Тема военно-морского флота сегодня является для Украины пожалуй самой острой. Я имею в виду тему черноморского флота России с базой в украинском Севастополе.

Давайте абстрагируемся от эмоций, от разговоров об «утраченном суверенитете» и о «славе русских моряков». Посмотрим на этот вопрос глазами одессита, и попробуем ответить, нужен ли флот в Севастополе нам. Во-первых, речь идет естественно о флоте российском, украинского ВМФ просто не существует. Во-вторых, нужно понимать, что океанский военный флот никогда не бывает сам по себе, он всегда напрямую взаимосвязан с флотом торговым. По-другому бывает только у флибустьеров. А поскольку Севастополь это не Тортуга и не Ямайка, то отнюдь не праздным является вопрос о том, нужен ли самой России черноморский флот в том виде, в котором он был у СССР и Российской империи? И нужна ли ему такая база как Севастополь?

Возьму на себя смелость ответить отрицательно. Без собственного торгового флота в стратегической перспективе база в Севастополе Российской федерации не нужна. А если она там понадобилась, значит мы вправе ожидать симметричных действий и по флоту гражданскому. А другого места кроме как Одесса для этого флота нет. Исторически Севастополь и Одесса это две половинки одного целого, морские ворота Евразийской Империи и крепость, которая эти ворот охраняет. А посередине между ними стоит Николаев, и его предназначение как раз в том, чтобы строить для Одессы и Севастополя корабли.
Еще недавно бурно обсуждалась покупка Россией вертолетоносцев во Франции, при этом те, кто критикует российское руководства за этот шаг, забывают две важные вещи. Во-первых, такой корабль нужен России уже сейчас, и нужен не где-нибудь, а именно у берегов Сомали. Ведь согласитесь - ловить пиратские лодчонки это не задача для большого противолодочного корабля или флагманского ракетного крейсера. А во-вторых, единственная верфь, где можно построить корабль такого класса находится в Николаеве.

Итак: строить корабли, перевозить на них грузы и охранять их в любой точке земного шара - вот для чего на завоеванном у турок берегу Черного моря возникли Николаев, Одесса и Севастополь. Ни для чего другого наши города на по большому счету не пригодны, и отказ от своей исторической судьбы не сулит нам ничего хорошего.

После подписания Харьковских соглашений различные вопросы стратегического партнерства Украины и России поднимаются регулярно, причем поднимаются на самом высоком уровне. Путин предложил слияние Газпрома и Нафтогаза, Азаров говорит об интеграции самолетостроения. Всерьёз обсуждается проект совместной футбольной лиги. Надеюсь, что россияне, продлевая аренду базы в Севастополе на десятилетия вперед, подумали и о возрождении ЧМП.

Так что для Одессы «дружба с Россией» это не просто дань ностальгии по СССР, или любовь к языку Пушкина и Гоголя. Дружба с Россией это достаток, жизнь и здоровье наших моряков, и, в конце концов, наш «Черноморец» в Лиге Чемпионов. Это процветание Одессы. А пока мы можем только мечтать об этом и читать новости.

14 мая: у берегов Сомали освобожден английский танкер, в экипаже которого есть украинский моря; захвачен греческий балкер с украинским гражданином на борту…

флот, Черноморец, Сомали, Наблюдатель, Севастополь, Одесса

Previous post Next post
Up