НАБЛЮДАТЕЛЬ

Dec 16, 2008 21:46

…дело конечно не только в «неспроможности» нашего правящего класса. Кризис действительно системный, то есть порожден самой системой капиталистических, или если угодно рыночных отношений. Ведь она имеет один врожденный изъян - капиталистическая экономика обречена на кризисы перепроизводства. Когда всё хорошо, то все участники рынка сообщают о своём росте. Это значит, что они произвели, и главное продали больше товаров и услуг чем раньше. И так всё больше и больше, пока не произведено столько, сколько уже невозможно потребить. В течение двадцатого века капиталисты изобрели несколько способов как подобного кризиса избежать. Во-первых, это так называемый «навязанный спрос». Это когда всеми доступными средствами - через рекламу, массовую культуру, даже образование вам навязывают необходимость безудержного потребления, вас заставляют покупать бесполезные товары и не нужные вам услуги. В итоге изменяется сама идеология буржуазного общества, если изначальной ценностью было накопление богатства, а бережливость считалась добродетелью, то теперь всё наоборот. Следующее средство от кризиса перепроизводства это доступный кредит. Если опять же на заре капитализма, чтобы вам дали взаймы, требовалась безупречная репутация, то теперь кредит выдают, зачастую заранее зная, что вы его не вернёте - главное чтобы деньги вернулись в оборот - были потрачены. И, наконец, еще одно изобретение - «ухудшающая конкуренция». В традиционной экономической теории конкуренция ведёт к улучшению качества товара, ведь производители должны завоевать симпатии потребителей. Однако в наше время всё происходит с точностью наоборот. Ни для кого не секрет, что старые иномарки надежнее своих современных аналогов, а фирменные джинсы должны стоять колом, а не напоминать половую тряпку. Понижая качество товара, производитель уменьшает издержки, а значит и цену. Такой товар должен служить недолго, а затем вместо него должен быть куплен новый. Символом этого подхода стала судьба компании Ролс-ройс. Раньше производители этих роскошных автомобилей хвастались, что у их детища есть всего один серьёзный недостаток - эта машина будет служить вам вечно. В современной экономике этот недостаток оказался фатальным. Помните, как говорил Остап Бендер - мне не нужна вечная игла для примуса, я не собираюсь жить вечно. В итоге гордость британского автомобилестроения была признана банкротом.

Наблюдатель, шамиль, кризис, Украина

Previous post Next post
Up