Ещё раз о двух Кореях

Apr 01, 2024 13:26


   К статье «Две Кореи. История и статистика кратко» получил такой камент: «В одну страну вливались миллиардные инвестиции, другая всё время под санкциями. Неудивительно,что рыночная экономика лучше».

Краткая выжимка из той статьи. После шестидесяти лет раздельного и разнонаправленного развития рост южнокорейских мужчин примерно на 10 см, а женщин на 8 см больше, чем у северокорейских. Шестьдесят лет назад было одинаково.

Шестьдесят лет назад Север страны был более развит промышленно, чем сельскохозяйственный Юг. Сегодня на Юге 562 автомобиля на 1000 жителей, на Севере- 1. На Юге Хёндай, Самсунг, Киа, LG... на Севере миска риса в день, плюс морковь и капуста.

Ответ на камент:

А як же ж?! А как иначе-то? Никакого развития без инвестиций не бывает! Все быстрорастущие экономики последних десятилетий, а это, преимущественно, страны Юго-Восточной Азии Гонконг, Тайвань, Сингапур, Южная Корея и... да-да, Китай росли, привлекая иностранные инвестиции. Первый премьер Сингапура Ли Куан Ю: «Мы из кожи вон лезли, чтобы привлечь инвесторов». Дэн Сяопин позже перенимал опыт у Ли Куан Ю, провозгласив в Китае «политику открытых дверей».

Естественно, привлекались инвестиции мировых лидеров- западных и японских транснациональных корпораций. Они строили на территориях стран, куда пришли, заводы, нанимали местное население, обучали его, тем самым способствуя росту материального, профессионального и образовательного уровня. Налоги платили в местные бюджеты.



Всё то же самое происходило в Южной Корее с приходом на пост президента генерала Пак Чон Хи в начале шестидесятых. Это был мудрый генерал, хотел сделать народ страны сытым и обеспеченным, поэтому привлекал инвестиции, без них никак. В первую очередь японские, хотя к японцам у корейцев исторически негативное отношение, но... Во-первых, «деньги не пахнут» (С), во-вторых, « вам шашечки или ехать?».

Сперва японцы строили в Корее отвёрточные производства, постепенно всё больше и больше перенося туда изготовление узлов и деталей. Корейцы учились  у японцев, перенимали технологии, в итоге стали делать собственные и автомобили, и электронику, не уступающие японским.

Всё то же самое было на Тайване, куда с пятидесятых приходили мировые лидеры в области электроники, их привлекали дешёвой рабочей силой и налоговыми льготами. И точно также начинали со сборки, постепенно обучаясь. Построили Научный парк Синьчжу- тайваньскую Кремниевую долину. Сегодня Тайваньская полупроводниковая компания TSMC- технологический лидер и крупнейший в мире производитель микросхем с долей рынка 52%.

Вот оно как-то так выходит. Мудрые руководители не всегда демократических стран создают у себя благоприятные условия для прихода инвестиций и развития местного предпринимательства. Благодаря развитию экономики, люди в стране становятся зажиточными, помимо сытости начинают желать демократических свобод. В Южной Корее и на Тайване произошёл переход к демократии.

Думаю, созреет и Сингапур, насчёт Китая не уверен, но уменьшение степени свобод приведёт его рано или поздно к экономической стагнации. Что случилось в России после бурного роста нулевых, обусловленного реформами девяностых и ценами на нефть.

Инвестиции в Россию пошли сразу после реформ Гайдара. Сперва иностранцы вкладывались в то, что даёт наиболее быстрый эффект- пищёвку. Покупали и модернизировали российские предприятия (Carlsberg купил Балтику), строили свои, завод Кока Кола в Питере дал продукцию в 1995 году. А ещё отец и сын из Исландии, ставшие первыми исландскими долларовыми миллиардерами, построили новый пивзавод, потом продали его Хейнекену.

До 2004 года, прихода в Питер нефтяных компаний, Балтика была крупнейшим налогоплательщиком города, помогла Садырину вернуть «Зенит» в Премьер-лигу.

Быстрее пошли инвестиции после победы Ельцина на выборах в 1996 году. В 1997 началось строительство завода Форд под Питером, в 2002 вышли первые автомобили. Помимо них в Санкт-Петербург и Ленинградскую область пришли: Жилетт, Филип Морис, Тойота, Ниссан, Хёндай, Дженерал Моторс, Бош, Сименс, Электролюкс, Термекс, Хьюлетт Паккард, Тошиба, Катерпилар, Хенкель, Хейнекен... Сейчас почти все ушли, ничего хорошего это нам не сулит.

А Северная Корея инвестиций не привлекала. От СССР и Китая какую-то помощь получала. После развала СССР в девяностые у них вообще голимый 3,14здец был, ели траву и кору с деревьев, потом маленько восстановились до миски риса в день.

Вот как-то так. Без инвестиций никак. Даже нефтяные монархии Персидского залива, лидер тут ОАЭ, их привлекают, хотя своего нефтяного бабла до хрена. Но ведь инвестиции не только деньги, это ещё и технологии. Надо и на годы вперёд думать, «каменный век закончился не потому, что закончились камни» (С)

ИСТОРИЯ ОТ RAZDOLBAEFF`A

инвестиции, экономика, история

Previous post Next post
Up