Георгий Садовников «Продавец приключений»

Dec 23, 2021 17:51



В золотом фонде отечественной детской фантастики есть знаменитая весёлая книга «Продавец приключений». Повесть Георгия Садовникова уже более полувека читают всё новые и новые читатели.

Автор сразу снимает с себя всякую ответственность за происходящее в тексте. Основное повествование - это пересказ книги, которую в нашу современность (ну, с поправкой на полвека) забросил некий старик с именем (или прозвищем) Продавец приключений, а через некоторое время забрал. И вот как рассказчик запомнил прочтённую книгу, так и излагает.

Абсолютно невероятные события этой книги из далёкого будущего начинаются с того, что великий астронавт Аскольд Витальевич, матёрый космический волк, выходит в отставку. Но когда его племянник влюбляется в Самую совершенную во времени и пространстве, которую, кстати, никогда не видел, Аскольд Витальевич вынужден вернуться к межзвёздным приключениям. Он собирает экипаж и отправляется в космическую даль, навстречу удивительным приключениям.

- Ну, кажется, всё идёт как по маслу, - сообщил великий астронавт с удовлетворением и помассировал пальцы.
- Ах, что вы говорите, командир! За бортом остались Марина, Саня и Егор, - со вздохом напомнил Петенька, приникнув к иллюминатору.
- Выше голову, штурман! Вы прекрасно знаете, что мы всё равно рано или поздно освободим наших товарищей. Только пока ещё неизвестно, каким путём…

Разухабистая повесть Садовникова ни на что серьёзное не претендует. Звездолёт собирают на коленке из старых деталей и паровозного корпуса, взятого с детской железной дороги, а потом маленький звездолёт сажают на пустыре, как дерево, чтобы вырос в полноценный космический корабль. Кот при старте из-за повышенной гравитации превращается в лепёшку, а в межзвёздном вакууме скафандр никому особо не нужен, главное - задержать дыхание. Герои встречаются с космическим Робинзоном, пиратами, рыцарем, что скитается по Галактике, а также - с Бабой-Ягой и её родственниками. На каждом шагу подстерегают опасности, которые персонажи неизменно с честью преодолевают. Ведь по законам жанра остановить их не может ничто.

Главный герой похож на межзвёздного Мюнгаузена или, скорее, на бороздящего Вселенную капитана Врунгеля с несколькими товарищами. Автор вроде как высмеивает штампы космической фантастики, вся повесть пропитана необъяснимым ёрничеством. Сюжет вьётся прихотливо и непредсказуемо, но при этом отчего-то не захватывает. Главную интригу представляет вопрос: в какие ещё передряги попадут герои и как из них выпутаются? Потому что ответ на вопрос, где они в итоге найдут ту, за которой, собственно, отправились - Самую совершенную во времени и пространстве - известен примерно этак со старта.

К сожалению, нагромождение нелепостей не развлекает, а с какого-то момента вообще начинает утомлять. Не знаю, как «Продавец приключений» читается в детстве, но в зрелом возрасте он вызывает лишь недоумение. Непонятно и для кого написана эта книга, потому что детям вряд ли интересны поиски не кого-нибудь, а именно Самой совершенной девушки, тогда как взрослые про это читали сотни раз.

Повышенная мера условности (нам пересказывают книгу, которая написана когда-то в будущем, и похоже, что в ней изложено то, чего не было в действительности) также не располагает к увлечённому чтению. Над вымыслом, конечно, слезами обольюсь, но вот ведь какая штука - только если в него поверю.

Тоскливое чтение скрашивают, правда, великолепные иллюстрации Генриха Валька, которыми сопровождён текст. Они выполнены в той же манере, которая хорошо знакома по приключениям Незнайки и рассказам Носова. Вот как раз иллюстрации-то и демонстрируют подлинный абсурд положений и обстоятельств. Может, замечательная работа советского мастера книжной графики и способствовала тому, что у «Продавца приключений» образовался (полу)культовый статус. Иного объяснения не вижу.

Литературная критика, Литература

Previous post Next post
Up