Владислав Крапивин «Мальчик со шпагой»

Dec 14, 2021 18:16



Владислав Крапивин географически был далёк от столицы (большая часть его жизни прошла в Свердловске / Екатеринбурге), но к нему не пристал ярлык «регионального» литератора. Более того, Крапивин - едва ли не самый известный и плодовитый отечественный автор книг для подростков.

К моменту создания «Мальчика со шпагой» свердловчанин был уже опытным писателем. На его счету имелись несколько десятков повестей и рассказов. Да и сам «Мальчик со шпагой» - результат объединения трёх повестей: «Всадники на станции Роса», «Звёздный час Серёжи Каховского» и «Флаг-капитаны».

Серёжа Каховский - обычный вроде бы мальчуган. В школе учится ни шатко ни валко, спортивными или творческими успехами похвастаться не может, его увлечения не отличаются экстравагантностью… Но есть в нём особая черта - острое чувство справедливости, нетерпимость к низменным проявлениям человеческой натуры. Он не может молчать в ответ на ложь, бесчестность и подлость, старается не идти на поводу у толпы и не смиряется перед бесчинством, на которое способны взрослые в общении с беззащитными перед ними детьми.

Прекраснодушный и отчаянный, Серёжа то и дело вступает в конфликты с окружающими. Для него совершенно естественно назвать подлецом директора пионерлагеря за то, что тот нарушил тайну переписки. Серёжа из тех, кто не смолчит, когда станет свидетелем несправедливых обвинений, он вступается за младших школьников перед хулиганами, возражает учителям, если знает, что те неправы. Да, всё это для него порой влечёт слёзы, обиды, даже отчаяние, но трудности позволяют мальчику закалиться.

Отдушиной для Серёжи становится клуб «Эспада», в котором он и такие, как он, учатся фехтовать, обсуждают приключенческие книги, просто общаются. Основатель клуба - бывший артековский вожатый Олег, который когда-то успел поработать и в детдоме. Прекрасный педагог, Олег умеет находить общий язык с детьми. Клуб «Эспада» постепенно превращается в особый мир, где живут по законам дружбы и братства, где нет места низости и трусости. Но далеко не всех устраивает существование такого мира. Выстоит ли «Эспада» под натиском «неравнодушной общественности», мелких функционеров, обиженных взрослых, которые не терпят, когда с ними спорят подростки? Придут ли в очередной раз на помощь герои-всадники, в которых верит Серёжа?

- …Нет, всё равно это чудо, Алексей Борисович.
- Может быть... Но, видишь ли, Серёжа, такие чудеса случаются раз в жизни. Не чаще. И надеяться на них не надо.
- Я понимаю, - тихо сказал Серёжа. - Ну и что же? Мне и одного хватит на всю жизнь.
- Тебе... А другим?
- Другим?
- Да. А как же... Ты сейчас рад, спокоен даже. А кто-то в этот миг зовёт на помощь. Ты думаешь, всадники спешат и туда?
- А что же мне делать?
- Будь всадником сам. Не обязательно на коне и в шапке со звездой, не в этом главное.
- Я понимаю, - опять сказал Серёжа.

Несмотря на то, что роман вышел ещё в 1970-е годы, он и сейчас остаётся актуален. Многое изменилось и на государственном, и на общественном, и на бытовом уровне. Но читатели-дети на примере Серёжи Каховского могут увидеть, как противостоять злу. Вряд ли они встретят в своей жизни драконов, оборотней и свирепых колдунов, а вот зло той разновидности, что показана в книге - вполне обычное дело. Люди, которые считают себя вправе распоряжаться чужим временем, свободой, имуществом, жизнью… Люди, которые не выносят возражений, особенно если возражения исходят от младших по возрасту или подчинённых. Люди, которые норовят обидеть слабых. Вот то бытовое, обыденное зло, с которым сталкивается в своей жизни каждый.

И Крапивин показывает путь во взрослую сознательную жизнь. Нужно уметь формировать собственное мнение, переосмысливать ценности, пересматривать авторитеты. Осознанно относиться к своему окружению, своим занятиям, времени и возможностям. «Мальчик со шпагой» - роман вечно современный.

Следует ещё сказать, что в данном издании имеются цветные вклейки с иллюстрациями художника А. Ярового. Не могу назвать их выдающимися, но есть в них динамика, напряжение, нерв. А это уже немало.

Литературная критика, Литература

Previous post Next post
Up