история как текст и текст как история

Jul 16, 2013 15:09

И вот она, раскрытая со вчерашнего вечера, книга Эйха, которую в христианской традиции называют Плач Иеремии, а в иудейской просто Плач:

(1)   Как одиноко сидит столица, (некогда) многолюдная, стала подобна вдове. Великая среди народов, владычица областей стала данницей (2) Плачет, плачет она по ночам... (Плач. 1).

Строго горя, автор этого текста неизвестен. Хотя некоторые факты биографии, указывают на то, что им вполне мог бы быть пророк Иеремия, или в оригинале Ирмийяу. Факты личной биографии, я имею ввиду.



(52) Гонялись за мной, как за птицей, беспричинные враги мои,
(53) Губили они жизнь мою в яме, забрасывали меня камнями.
(54) Покрыли воды голову мою, сказал я: "Погиб!"  (Плач, 3)

Ну а если кому важно знать как дело было и кто они враги, которые кидали в пророка камни а самого его в яму,  так в книге самого Ирмийяу мы без труда найдем этих небезымянных героев:

1) И слышали Шефатйа  бен (сын)-Матан, и Гедалйау бен-Пашхур, и Йухал бен-Шэлэмйау, и Пашхур бен-Малкийа, слова, что говорил Ирмийяу всему народу, сказав:
(2) Так сказал Г-сподь: кто останется в этом городе, умрет от меча, от голода и от мора, а кто выйдет к Касдим, останется жив, и добычей ему будет душа его; и будет он жить.
(3) Так сказал Г-сподь: город этот непременно предан будет в руки войска царя Бавэльского, и он захватит его.
(4) И сказали сановники царю: да будет этот человек предан смерти...
(5) И сказал царь Цидкийау: вот, он - в ваших руках, ибо царь ничего не может сделать вопреки вам.
(6) И взяли Ирмийяу, и бросили его в яму ... и спустили Ирмийяу на веревках; а в яме той не было воды, а лишь тина; и погрузился Ирмийяу в тину (Иер.38).

И текстуальной правды ради нужно сказать, что такие вот речи и подобные им, произносил жестоковыйный пророк в Святом Городе уже не раз и не два. И ужасные, ну правда невыносимые вещи говорил, никому бы не понравилось.  Пейте, - говорил, - и напьетесь до рвоты и упадете и не встанете перед лицом меча, который я нашлю... (Иер. 25: 27).  И это мы теперь знаем, что пророчества его сбылись и плачем, а в те-то  времена не было еще нынешней исторической перспективы. Это я к вопрому о беспричинных врагах.
Да Ирмийяу и сам предупреждал, чтоб не слушали лжепророков и разных других чародеев (Иер. 27: 9-11).  И кто ж их разберет, кто истинный, а кто так. Теперь-то, через 28 веков все умные. Ну то есть не все конечно, но сейчас не про это.

Короче и били его не единожды, и сажали его, и к смерти приговаривали. Ну такая вот Судьба Пророка. Никому не пожелаешь.

Однако, и в те далекие времена нашлись таки люди ему сочувствующие. Да вот хот Барух бен-Нерия который был человек грамотный, и по долгу службы и времени записывал за Йермияху все его крамолы. Хотя возможно тоже не все.  Барух этот видимо был при нем типа как личный секретарь. Он и бумаги его хранил, в т.ч. купчую на землю в Анатоте (Иер. 32:9-13), и даже вместо него в Храме читал пророчества Божьи перед народом, пока учитель мотал очередной срок (Иер. 36:1-10).

Хотя были там люди и повлиятельнее Баруха. Гмарьйяу бен-Шафан, например, потомственный жрец и царский писарь. Папа его стал ненашутку знаменит когда зачитывал и толковал царю Иосии (Ишийяу) тот самый свиток Торы, найденный при ремонте царского дворца, который наука библеистика считает что вошел в Тору под названием Второзаконие.  А его родной племянник, Гедалия бен-Ахикам, станет последним правителем Иудеи и будет убит заговорщиками, и на этом собственно всё закончится (Иер. 41).
Так вот, именно в из служебного кабинета этого самого Гмарьйяу прочитал Барух свиток, записанный со слов пророка в слух всему народу (Иер. 26: 10). И именно Гмарьйяу был в числе сановников, посоветовавших Баруху пойти куда-нибудь со своим учителем от царского гнева и от греха подальше (Иер. 26: 19).

И тут скептический читатель спросит: это вы сеньезно? И будет прав. Ну вечный этот спор можно ли считать религиозную литературу за историческую и если да, то в какой степени. То есть оплакивать конечно можно всё что угодно, особенно спустя почти три тысячи лет. Накопилось поди. Но вот детали желательно все-таки подтверждать документально.

А вы не шутите?  - повторит свой вопрос читатель, мыслящий здраво. И снова будет прав.
Но есть таки чем крыть. Ну во всяком случае отчасти.

В 2008 году археолог Айелет Мазар, копавшая в т.н. городе Давида, очевидно том самом, который и был разрушен ассирийцами в основном, накопала маленькую керамическую печать. С именем, из тех которыми письма запечатывали чтобы не читали кому не попадя. Печатей этих именных сохранилось, как ни странно, довольно много. Хотя  и не странно вовсе - глина в пожаре закалилась и окрепла и стала на века. На сегодняшний день, насколько я знаю, печатей этих нашли в количестве 51 и среди них 41 во вполне приличном состоянии. Но эту вот конкретную находку стоит упомянутьт отдельно, потому, что имя на ней написанное Гедалйау бен-Пашхур известно всему просвещенному человечеству не по наслышке,  по книге пророка Иеремии (не путать с Плачем). Ну и теперь-то уже понятно почему - это же именно он с единомышленниками насильственно погрузили ни в чем не повинного пророка в тину (см. выше, Иер. 38:1). Очевидно, как они ошибочно предполагали, до лучших времен.



И еще интереснее эта находка была потому, что буквально в нескольких метрах от нее прежде нашли именную печать Йухала бен-Шэлэмйа, еще одного гонителя, так же упомянутого выше (см. там же).


Так что Барух бен-Нерия всё правильно записал. И имя, и даже отчество.

Про самого Баруха мы тоже знаем. Еще в конце 80-х профессор Авигад представил миру  печать, на которой было не только его имя, но и род занятий - софер (писарь). Так что ошибка исключается.



Ну и завершает список, сочувствовавший таки очевидно идеям Ирмийяу, именитый Гмарьяху бен-Шафан, печать которого нашли в 1982 году неподалеку от печатей с именами вышеупомянутых гонитлей.



Пока завершает. Раскопки же ведутся.


про Израиль

Previous post Next post
Up