Видимо, одним постом касательно нынешней реформы образования ограничиться не удастся. Потому продолжим...
Еще одной базисной идеей нынешних реформаторов является мысль, что образование - это услуга. Ну и учителя, соответственно - обслуживающий персонал. Очень постиндустриальненько...
Впрочем, оставим в стороне уязвленное самомнение учителей. Они, конечно, при таких раскладах перестают ощущать себя носителями важнейшей социальной функции, и начинают ощущать себя лакеями, но это их учительские проблемы.
Поговорим о сути концепта "Образование - это услуга"
Что такое услуга? Согласно Википедии, услуга - совершенное одним лицом в интересах другого лица действие или деятельность.
Логично предположить, что должны быть в наличии два лица, интересы одного из них и действие (деятельность). Первое лицо есть - школа, деятельность есть - образовательный процесс. А вот кто второе лицо в этой схеме и в чем его интересы, ни разу не очевидно.
Новый образовательный стандарт (ФГОС) и документы, на которых он базируется, говорят что система образования должна удовлетворять социальный запрос семьи, общества и государства.
Итак, другие лица появились.
Семья.
Общество.
Государство.
Именно в таком порядке.
Давайте попробуем понять, в чем их интересы?
Проще всего с государством, потому что его интересы вполне прописаны в тех же документах. Читаем Концепцию духовно-нравственного воспитания личности гражданина России: "Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации".
А вот как можно определить интересы нашего напрочь расколотого общества, и, тем более, единые интересы миллионов российских семей - я, хоть убей, не понимаю.
И где-то подсознательно чую, что удовлетворить всех сразу ну никак не получится.
Чьими интересами в случаях их конфликта должны поступаться педагоги в рамках концепции "образование - услуга"?
Ответ ищи в порядке перечисления интересантов.
То есть, говоря об образовании, как услуге, мы говорим: "Учитель, в первую очередь, должен ублажить родителей." А воспитание высоконравственного, творческого и т.д. - дело третье.
Есть, правда, один существенный нюанс - кто платит, тот и должен заказывать музыку. Нынешнее образование - бесплатно, т.е. платить за него государство. Логично, что его интересы должны стоять на первом месте. Но...
В общем, педалируя идею "образование - услуга", нынешние реформаторы, по сути, ведут антигосударственную деятельность.
Беда...
Хочется, чтобы камрад
Паша вот здесь оказался прав.
Хочется контрреформ и Александра III...