О школьной реформе промолвлю я слово

Nov 06, 2013 00:25

Администрация родной школы отправила меня давеча на три недели на курсы повышения моей квалификации. Умные дяди и тети рассказывали нам, в чем суть нонешних школьных преобразований. Так что я нынче квалификацией повышенный и прям вот весь в теме. Это раз.
Камрад
Ваня давно меня агитировал написать все, что я о нынешней реформе школьной думаю, находясь, так сказать, изнутри системы. Это два.
Давно в ЖЖ я не писал. Это три.
Раз-два-три - получился этот пост.

Реформа образования - она как ремонт. Нельзя закончить, можно только прекратить. Я сам еще в школе учился далеко не в выпускном классе, когда школьную реформу запустили. С тех пор все реформируют и реформируют.
Нынешнее реформаторство, однако, не на пустом месте происходит. Подвели под него философскую базу. Вот с этой базой и попытаемся разобраться - база это или так, набор красивых лозунгов, чтобы все по уму выглядело.

В общем-то, философская база реформаторов состоит из двух основных постулатов.
Постулат первый.
Нынешняя система образования - продукт перехода от аграрного общества к индустриальному, когда, как писал один мой "френд" крайне либеральных воззрений, нужно было " "поставить на поток" подготовку  грамотных людей, что дало мануфактурам массовый приток легко обучаемых работников." Сегодня же мы переходим (или уже перешли) к новой эпохе - постиндустриальной, в которой, естественно, нужна новая педагогическая система.
Вот такое вот философское обоснование.

Оставим в стороне пассаж про мануфактуры, которым якобы смерть как нужны были грамотные люди. Бог с ними, с мануфактурами.
Поговорим про постиндустриализм.
Создатели теории постиндустриализма создали красивую картинку, в которой основное место занимают инновации, креативность, ноу-хау и другие странные слова. На деле же постиндустриализм - попытка описать экономические и социальные процессы в странах Запада, которые, под влиянием глобализации экономики, столкнулись с проблемой сокращения промышленного производства. И произошло это, в первую очередь, не из-за каких-то мифических постиндустриальных тенденций, а по простой причине глобализации нынешней экономики, когда собственно производство транснациональным корпорациям выгоднее переносить в менее развитые страны (там и рабочая сила дешевле, и экологические законы мягче, и налоги меньше).
Выходит нам предлагают в красивом теоретическом фантике горькую конфетку под названием "деиндустриализация". Давайте, дескать, разрушим российскую промышленность, и всем будет хорошо. А поскольку прямое разрушение промышленности как-то трудновато показать хорошим, давайте пойдем с другого конца - уничтожим систему всеобщего образования, которая и дает кадры для этой промышленности.
Есть он, этот постиндустриальный этап, нет его - вилами по воде писано. Вступила ли в него Россия, не ли, должна вообще вступать или не должна - тоже более, чем не ясно.
Спрашивается - зачем нам реформа с таким более, чем спорным идеологическим базисом?

Постулат второй.
Мы живем в мире, в котором знания устаревают с огромной скоростью. Поэтому педагогика знаний не нужна, нужна педагогика деятельностная, когда ребенку не знания дают, а учат действовать на практике. Отринем трансляцию знаний, даешь компетентностный подход.

Отринуть - не проблема. Вот только песен петь про устаревающие знания не надо. У нас что, таблица умножения устарела? Или у атома водорода новый электрон образовался? Или ускорение свободного падения не 9,8 метра на секунду в квадрате? Пифагоровы штаны перестали во все стороны быть равными?
То-то и оно. Никакого устаревания базовых знаний нет. От чего предлагают отказаться?

С другой стороны, высокомудрым теоретикам школьной реформы видимо давно не приходилось с реальными детьми в школе работать. Иначе бы понимали, что никакая содержательная, а не формальная, для отчетика, учебная деятельность без серьезной знаниевой базы невозможна. Дома без фундамента даже в сказке про трех поросенков нормально не стоят. А нам сейчас предлагают именно это.

Так что философское обоснование этой реформы - пара красивых лозунгов. А на одних лозунгах дело не делается.
Так что печально гляжу я на нынешнюю школьную реформу.
Как там звучит самое страшное китайское проклятие? Чтоб ты жил в эпоху перемен, вроде?

размышлизмы, образование

Previous post Next post
Up