Литературовед женат на литературоведе

Dec 04, 2011 16:03

Все-таки это ерунда, когда нормальные слова «директорша», «докторша» и пр. в официальном тексте считаются неприемлемыми. А есть и интересней случаи.

Вот читаю на Либрусеке о А.П. Чудакове:
«Александр Павлович Чудаков - российский литературовед и писатель, специалист по Чехову. Был женат на литературоведе и общественном деятеле Мариэтте Чудаковой».

Read more... )

Leave a comment

Спасибо! v_och March 19 2012, 19:58:42 UTC
Спасибо большое за ссылку -0 интересно было поразмышлять об этом. Мне видится так: тут нет абсолютного произвола, и всё довольнор логично.

Нож, вилк и т.д. лежат, а не стоят, потому что располагаются к поверхности стола - бокомп. Тарелк и сковордка стоят, потому что согласно, потому что их вверх - вверху, низ - внизу.
То есть: что тарелки верх? Та поверхность, с которой едят. Что низ? Днище, которым она соприкасается со столом. Это хорошо видно даже из того, что у тарелки есть края - т.е. бока.

Правда, по этой логике книга тоже должна стоять, т.к. у нее есть первая и последняя страницы обложки. Но, по-видимому, нормальное положение книги осознается нами, как вертикальное (потому, что держим в руках). Точно так же, как медаль и монета - несмотря на аверс и реверс, они лежат, а не тоят. Медаль - потому что мылится на груди. Монета - вероятно, потому что никто еще не определи, какая сторона является верхом, а какая низом - орел и решка: по-видимому, когда есть интуитивная проблема с определением верха-низа, горизонтально расположенная вещь тяготеет в лежанию.

Что касается сидящего сапога, сидящей птицы, то тут наверное глагол "сидеть" - не основной. Сапог - обутый, птица - приземлилась (пристолилась), опустилась, заняла более низкое положение, а остановила полет - остановиться в полете нельзя (как при ходьбе), стало быть села.
Вообще "стоять", сидеть", лежать" относятся, наверное, к самым первым словам, а первые слова служили для образования последующих - были первообразами - даже не меняясь, приобретали переносное значение.
И тут мне пришло такое соображение (в связи с сапогом). Стояние изначально воспринималось, как более тяжелое, чем сидение. Поэтому комфорт логично передавать, через сидячее положение.
Нор лежать - еще более комфортно. И вот лежание употребялется больше не к телесным, а к душевным переживаниям: легло на душу, легло на сердце. Это подтвержэадется тем, что сидячее положение по отношению к нетелесным переживания воспринимается, как некомфортное: засело в мозгу (негативный оттенок).

Ладно, не буду больше отвлекать.
Еще раз спасибо за интересную ссылку! Буду рад, если еще что-нибудь интересное посоветуете.

Второй момент.

Reply


Leave a comment

Up