Великий Мариус Петипа когда-то писал о ней в своих дневниках: «Вечером в 29-й раз дают балет «Раймонда»… Очень неудачный подбор танцовщиц. Г-жа Ваганова ужасна. На балет не иду…» Или такая запись: «27 февраля. Сегодня день моего рождения. Мне восемьдесят семь лет. Возраст что! Вся беда в том, что приходится мучиться. Вечером мой балет «Жемчужина». Г-жа Ваганова ужасна… В театр я не иду».
Удивительное дело! Этот всепонимающий, тонко чувствующий талантливых людей балетмейстер не смог увидеть в Грушеньке Вагановой Божьего дара. А между тем, её имя известно сегодня всем любителям балета.
![](http://pics.livejournal.com/mneby_vnebo/pic/0007deke)
Агриппина Яковлевна Ваганова стала первым в нашей стране профессором хореографии. Результатом её неустанного труда, длившегося не одно десятилетие, стала целая плеяда замечательных танцовщиц, среди которых Марина Семёнова, Татьяна Вечеслова, Галина Уланова, Наталья Дудинская, Фея Балабина, Ирина Колпакова, Алла Шелест, Нинель Кургапкина и многие другие талантливые балерины. Плодом длительной педагогической работы, огромного опыта, накопленного на практике, стала книга Вагановой «Основы классического танца», вскоре после выхода в свет переведённая практически на все европейские языки и ставшая незаменимым пособием для педагогов.
![](http://pics.livejournal.com/mneby_vnebo/pic/0007f9zf)
Знаменитый балетмейстер Борис Эйфман как-то сказал в одном из интервью: «Всё-таки русский балет остаётся русским балетом, ни на что не похожим. При всей разнице в постановках Большого, Мариинского, моего театра есть в них нечто общее, и эту общность определяют традиции русского балета. Ведь что такое русский балет? Французы, датчане, итальянцы - кто только не работал во славу русского балета! Русский балет - это чудо! Царская семья вкладывала огромные средства в развитие этого явления. Привлекались лучшие имена как на сцену, так и в хореографию.
Русский балет - это вагановский балет! Всё придумала, сделала Агриппина Ваганова! Она ввела всё то, что сегодня отождествляют с русским балетом».
Как же так?! А Петипа? А Павлова с Нижинским? А Фокин? А Парижские сезоны, открывшие миру русский балет?
Всё это верно, и более того, можно добавить к этому списку имена композиторов от Чайковского до Прокофьева, а также - Григоровича, Плисецкой и многих-многих других. И всё же без Вагановой всё это было бы либо славной, но давней историей, либо просто бы не состоялось. Своей славой наш балет обязан одному человеку - хрупкой женщине с железным характером и почти математической логикой - Агриппине Яковлевне Вагановой.
Что бы стало с русским балетом после 1917 года? Фокин переехал в США. Анна Павлова колесила по миру. Лучшие танцовщики-иностранцы брали себе русские псевдонимы как знак особого отличия. Да, в течение ХХ века русский балет был законодателем во всём мире… Что же осталось на Родине? Школа Агриппины Вагановой, про которую И. Соллертинский скажет: «Можно утверждать без малейшего преувеличения, что все крупнейшие танцовщицы Советского Союза вышли из класса А. Вагановой».
В 2009-м году к 130-летию со дня рождения Агриппины Яковлевны Вагановой был снят документальный фильм "Агриппина Ваганова. Великая и ужасная". Фильм основан на воспоминаниях Марины Семеновой, Майи Плисецкой, Ольги Моисеевой, Ирины Колпаковой, Николая Цискаридзе, Людмилы Семеняки. Автор сценария - Юлия Тихонова, режиссёр - Никита Тихонов.
Предлагаю этот фильм вашему вниманию:
Click to view
![](http://www.bigsauron.ru/valid4034_hf64d87ccb578dde9560ebd8233e74f67.jpg)