Sep 14, 2012 13:18
Создаётся впечатление, что чрезмерная бюрократизация, сопровождающая деятельность центральных органов власти ЕС, ведёт объединённую Европу к всё новым и новым ошибкам. С одной стороны, хорошо, что европейские лидеры предпочитают не закрывать глаза на кризисные явления в Союзе, ищут новые пути развития. Но некоторые инициативы похожи на тушение пожара новыми порциями бензина. Что чревато не только для самого ЕС, но и для непосредственных соседей Союза, среди которых находится и наша страна.
Напомню, 12 сентября глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу на сессии Европарламента заявил о том, что Европейский союз должен стать федеративным объединением национальных государств, т.е., постепенно двигаться в сторону превращения в супердержаву. Интересное кино. ЕС столкнулся с кризисными явлениями именно потому, что ускоренными темпами шёл по пути формирования сверхгосударства с общей валютой, единым центром, одним правительством - и теперь, чтобы выйти из тупика, надо не вернуться на несколько шагов назад, а разогнаться и попробовать с размаху пробить стоящую впереди стену.
К слову сказать, даже прежняя политика ЕС была явно недружественной по отношению к Украине. Евросоюз не только фиксировал свои рубежи (оставляя за железным занавесом нашу страну), но также с неизбежностью вступал в непримиримую конкуренцию с любыми интеграционными объединениями на постсоветском пространстве. Причём, в конкуренцию не только экономическую, но и политическую. Для нас это не сулило ничего хорошего. Было совершенно очевидно, что граница этой конкуренции проходит по территории нашей страны.
Украинская власть, пытаясь маневрировать между двумя центрами притяжения (пресловутая политика многовекторности), в результате оказывалась в изоляции - и со стороны объединённой Европы, и со стороны республик бывшего СССР, которые сейчас пусть и в разной степени, но экономически группируются вокруг России. Углубление этого противостояния - а именно к этому, в конечном итоге, ведёт концепция европейского сверхгосударства - является основным геополитическим вызовом Украины в ближайшие десятилетия. Именно в таком контексте следует относиться к идее господина Баррозу.
При этом не стоит считать подобные предложения неким безальтернативным проектом будущей Европы. Сегодня ЕС находится не только в экономическом, но и в содержательном кризисе. В таких условиях мы услышим и более экзотические предложения: европейцы просто не знают ответа на вопрос, что будет завтра, как поменяется геополитическая карта мира и что, в конечном счёте, делать с ЕС. Число противников ЕС стремительно растет не только в Соединенном королевстве и южной Европе, но даже в Германии. Именно поэтому, мне кажется, что сегодня самое время для встречных предложений со стороны Украины.
Я убеждён в том, что строительство сверхгосударства в Западной и Центральной Европе, является ошибкой. Даже в ситуации дня сегодняшнего выясняется, что между несколькими десятками национальных держав Европы слишком много спорных моментов. Некоторые идеи, например общая валюта, опередили своё время. Евро не может выдержать первое же серьёзное испытание, и уже в ближайшем будущем будет сбрасывать со своего корабля балласт - вначале Грецию, а потом и другие проблемные экономики континента. О каком сверхгосударстве вы тогда говорите? Об экономическом "четвёртом Рейхе"?
Любому образованному человеку ясно, что восточная граница Европы не может проходить по контрольно-пропускным пунктам Чоп и Рава-Русская. Это абсурд. Мы - это Европа. Белоруссия - это Европа. Россия - это тоже Европа. Наша история - это европейская история на протяжении уже более тысячи лет. Вне всякого сомнения, мы должны приложить усилия для развития союзнических отношений в этой, с вашего позволения, «расширенной», полноразмерной Европе.
Кому-то мои слова покажутся слишком смелыми мечтами, однако я утверждаю - время пришло. Мы должны сформулировать свой проект союзнических отношений с Европой. Как ни странно это прозвучит для тех, кто за много лет в политике уже привык к ощущению собственной второсортности на европейском празднике жизни, однако нам есть, что предложить новому ЕС.
Я не скрываю, что являюсь убеждённым сторонником интеграции в рамках Еврайзийского Экономического Союза - теперь, когда я говорю о Европе, кто-то может спросить, нет ли в этом противоречия? Конечно нет! Потому что в основе идеи евразийского объединения лежит именно широкая экономическая интеграция, а не закрытый политический клуб, требующий от его участников поделиться львиной долей своего суверенитета.
интересы общества,
Виктор Медведчук,
внешняя политика