Выборы, состоявшиеся в Нидерландах, ознаменовали начало активной фазы избирательного цикла в странах Европейского союза. Череда выборов в 2017-м, как лакмусовая бумага, определит будущее европейского объединения, вероятно, лишь укрепив позиции евроскептиков и подтвердив устойчивость центробежных тенденций.
15 марта избирали Генеральные штаты ― нижнюю палату парламента Королевства Нидерландов, имеющую право законодательной инициативы. Основной интригой было соперничество правящей правоцентристской «Народной партии за свободу и демократию» премьер-министра Марка Рютте и крайне правой евроскептической «Партии свободы» Герта Вилдерса. Избирательный процесс проходил на фоне обострения национального вопроса и внешнеполитического конфликта с Анкарой, что умело использовали в ходе агитации как премьер Рютте и правящая партия, так и национал-консерваторы Вилдерса.
Выборы показали: правящей партии правоцентристов всё тяжелей справляться с Вилдерсом, о чем свидетельствует сокращение мест политсилы Рютте в парламенте. В свою очередь лейбористы, партнеры премьера Рютте по правящей коалиции, были просто раздавлены результатами народного волеизъявления.
Еще свежи в памяти воспоминания о прошлогоднем референдуме и о малограмотных агитаторах из Украины, и это тоже сыграло немалую роль. Так, «Христианско-демократический призыв» усилил свои позиции благодаря четкой установке по поддержке голландского народовластия и призыву голосовать против ратификации Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Евроскептики из небольшой партии «Форум за демократию» вследствие того же «антиукраинского» референдума легко смогли получить свой процент мест в парламенте.
В Нидерландах среди избирателей возросла поддержка риторики Вилдерса, и это вынудило правящую партию премьера «сдвигаться вправо». Евроскептицизм набирает силу в Европе, и выборы в Голландии, несмотря на победу правящей партии, это лишь подтверждают: Рютте выиграл, но во многом благодаря тому, что перенял часть подходов евроскептиков. К тому же партия Вилдерса заняла второе место. Иными словами, выборы показали: риторика старого истеблишмента начинает «праветь», иначе удержать свои позиции ему очень сложно. А это, в свою очередь, говорит об усилении скептических настроений у жителей ЕС.
Значительно укрепившиеся позиции голландских евроскептиков и нынешнее соперничество за первое место между правоцентристами и крайне правыми Вилдерса свидетельствуют об идеологическом кризисе левого либерализма. А ведь на этой идеологии «выросли» структуры ЕС. Что это, как не свидетельство дисфункции системы, выстроенной наднациональными структурами в Брюсселе?
Не вызывает сомнений, что результаты парламентских выборов в Нидерландах отразятся и на ходе нынешней президентской кампании во Франции, и на грядущих выборах в бундестаг ФРГ.
Нашим доморощенным еврооптимистам стоит учесть, что вне зависимости от «политического окраса» подавляющее большинство граждан Нидерландов отдает свои голоса за партии, не желающие (в меньшей или большей степени) жертвовать собственным суверенитетом во внутренней и внешней политике в угоду брюссельской бюрократии, и что отношение значительной части электората победивших политических сил к евроинтеграционным устремлениям украинских властей и вовсе стабильно негативное.