Apr 30, 2016 12:51
К сожалению, предположения о том, что новый Кабмин продолжит антисоциальную политику правительства Яценюка, оправдались. Уже с 1 мая газ подорожает почти в два раза ― до 6,87 грн за кубометр. Отопление и горячая вода подорожают сразу на 60%.
А социальные стандарты в Украине с мая 2016 года повысятся всего лишь на 6%. Причем речь идет о номинальном размере зарплат бюджетников и пенсий. Нетрудно подсчитать, что новая волна роста тарифов ЖКХ полностью нивелирует повышение соцстандартов и миллионы украинских семей окажутся за чертой бедности.
Полным экономическим абсурдом является то, что политика роста тарифов на энергоносители проводится на фоне:
- продолжающего снижения мировых и европейских цен на энергоносители всех групп, в том числе и газ. В европейских хабах цены на голубое топливо с 2014 года упали на 50%;
- роста газодобычи в самой Украине. Так, добыча природного газа в Украине за I квартал 2016 года увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2015 года на 2,4% ― до 4,9 млрд кубометров. В марте 2016-го добыча по сравнению с февралем увеличилась на 6,4% ― до 1,7 млрд кубометров. Эти объемы полностью (даже с избытком) покрывают потребности ЖКХ Украины.
Снижение внешних цен на газ для Украины подтверждается такими авторитетными источниками, как международное рейтинговое агентство Fitch. Эксперты Fitch утверждают, что «падение цен на природный газ в Европе и диверсификация поставок привели к снижению цен на импорт для “Нафтогаза”, что помогло сократить текущий дефицит. В IV квартале 2015 года средняя цена импортированного газа для “Нафтогаза” упала до $228 за тысячу кубометров по сравнению с $360 за тысячу кубометров в IV квартале 2014 года (минус 37% в годовом исчислении). Мы ожидаем, что для “Нафтогаза” средняя цена импорта не превысит $200 за тысячу кубометров в 2016 году».
Премьер и его команда в очередной раз оправдывают повышение тарифов ЖКХ необходимостью выполнения требований МВФ. Но стоит задуматься: так ли критически необходимы эти $1,7 млрд, чтобы ради них снова раскручивать спираль инфляции, что будет иметь негативные социальные последствия?
Следует оценить ряд факторов, ограничивающих использование очередного транша МВФ и определяющих свободу действий украинского правительства:
- кредитные средства МВФ по действующему соглашению с Украиной имеют строгое целевое назначение и могут быть использованы исключительно для пополнения золотовалютных резервов страны;
- в свою очередь, золотовалютные резервы страны используются исключительно для поддержания стабильности курса гривны.
Но необходимо отметить, что:
- последние месяцы курс национальной валюты преимущественно растет;
- НБУ выходит на валютный рынок с целью стабилизации курса гривны с достаточно скромными суммами в $30-50 млн, при этом не столько продавая, сколько приобретая валюту;
- всё это происходит в условиях отсутствия новых поступлений от МВФ на протяжении уже нескольких месяцев.
Так для чего в нынешней и без того крайне сложной социальной ситуации идти на еще большее ее обострение? Не проще ли отказаться от очередного транша МВФ ради того, чтобы спасти миллионы украинцев от нищеты?
повышение тарифов,
Виктор Медведчук,
антисоциальная политика,
выполнение требований МВФ,
нищета