Поход в супермаркет: стандартный набор сербского покупателя

Oct 03, 2016 13:31



Когда в супермаркете один покупатель от нечего делать рассматривает содержимое корзинки другого, это праздное любопытство. Но когда во все подряд корзинки заглядывает государство, интересуясь, какие же продукты чаще всего покупают его граждане, это уже серьезное исследование, результатами которого не грех воспользоваться.
На днях министерство торговли, туризма и коммуникаций Сербии обнародовало результаты такого исследования, проводившегося в крупных торговых сетях страны с января по сентябрь 2016 года. Благодаря ему и мы теперь можем сказать, какие продукты с наибольшей вероятностью могут оказаться в корзинке серба, занявшего очередь в кассу.
Итак, чаще всего в сербских супермаркетах покупают:
1.     яйца,
2.     сахар,
3.     белый хлеб,
4.     бананы,
5.     пиво (в бутылках 0,5 л),
6.     негазированную воду,
7.     газированную воду,
8.     растворимый кофе (в разовых пакетиках «3 в 1»),
9.     свинину,
10.                       конфеты «бананчики» (крем бананица).
Сразу отметим, каких привычных продуктов в этом списке не достает. Здесь вообще нет молока и молочных продуктов, рыбы, овощей и фруктов (за исключением бананов), а также бытовой химии (такой, как мыло, шампуни, моющие средства и т.п.).
Сами сербы расценили эти результаты как несколько неожиданные. Так, например, председателя Центра защиты потребителей Веру Виду удивили позиции, занятые мясом и растворимым кофе. Мясо, с ее точки зрения, расположилось слишком низко, с учетом известной сербской любви к этому продукту. А вот растворимый кофе - да еще в виде пакетиков - слишком высоко, что, по ее мнению, отражает перемены в ритме жизни. Сербы, полагает Вера Вида, стали жить быстрее, а потому не тратят время на приготовление настоящего кофе.
Однако те же самые данные можно интерпретировать и по-другому, без особого удивления.

Привычка к потреблению мяса у сербов никуда не делась. Для того, чтобы будучи в стране её заметить, особой наблюдательности не требуется. Другой вопрос, где сербы это самое мясо покупают. Помимо супермаркетов здесь есть замечательные месары - мясные лавки, - очень часто расположенные в нескольких шагах от дома, где хорошо знакомые местным жителям мясники не обманут, хороший кусок посоветуют, да заодно и о жизни побеседуют. Немудрено, что они успешно выживают и даже процветают. А, кроме того, периодически мясо закупается разом в огромных количествах (например, на славу), когда на угощение многочисленных гостей требуется целая свинья, а то и больше. Естественно, что в таких случаях покупать мясо на развес не выгодно - лучше приобрести целую свинью у людей, которые их выращивают. Вот и получается, что если подсчитать общее количество свинины, покупаемой вне торговых сетей, то ее 9 место в исследовании свидетельствует о сверхвысоком потреблении этого вида мяса. Тут, скорее, впору согласиться с удивлением начальника сектора торговли и услуг министерства торговли Желько Ракича, который обратил внимание на отсутствие в списке мяса курицы, которое дешевле свинины. Вроде бы все кругом говорят о нехватке денег, а традиционные предпочтения в еде тем не менее оказываются сильнее желания сэкономить… Хотите угостить серба, не предлагайте ему курицу, а лучше приготовьте что-нибудь из свинины.
Причина отсутствия в списке овощей и фруктов, думается, носит аналогичный характер. В супермаркетах приобретается импортный фрукт - бананы, но отсюда вряд ли можно сделать вывод, что сербы не едят яблоки или, скажем, помидоры - это в стране, где помидоры прекрасно вызревают в открытом грунте. Белградец, столичный житель, возможно, и вынужден покупать овощи в сетевых магазинах, но для подавляющего большинства сербов это неактуально. Есть многочисленные овощные магазинчики, где овощи и фрукты местного происхождения и дешевле, и лучше по качеству тех, что красиво лежат на полках супермаркетов, есть рынки и, в конце концов, есть собственные хозяйства - если не у самих горожан, так у их сельских родителей и многочисленных родственников.
Что же касается кофе, то и тут не всё так просто. Традиционно сербы готовят «домачу кафу» (кофе по-домашнему, который сильно напоминает кофе по-турецки, но сложная история взаимоотношений сербского и турецкого народов не способствует употреблению последнего названия) для чего, как правило, используют молотый кофе (кофе в зернах в магазинах присутствует, но особым спросом не пользуется). Кофе пьют много, и поэтому упаковки по 250, а то и по 500 г - ходовой товар. Но покупают такие упаковки, понятно, не каждый день, в отличие от разовых пакетиков, которые удобно прихватить с собой на работу, чтобы там использовать по назначению, не особо затрудняя себя процессом приготовления. То есть в количестве пакетики растворимого кофе, конечно же, опережают упаковки молотого, но это отнюдь не означает, что то же соотношение сохраняется в количестве выпитых чашек…
Еще один повод для удивления - это неожиданно высокие позиции негазированной воды. В Сербии в большинстве городов воду спокойно пьют из-под крана. Бывают, конечно, печальные исключения, случаются повреждения на очистных сооружениях, когда на время эту воду пить запрещают, но не в таких масштабах, чтобы влиять на общую статистику. Зоран Николич, вице-президент Национальной организации потребителей Сербии, утверждает, что такого не было никогда. И дальше - вот она причина удивления, которая, помимо всего прочего отражает истинно сербский подход к покупке питьевой воды, - находит собственное объяснение этому феномену. Очевидно, считает Николич, что в стране большое число людей имеют достаточно денег, чтобы покупать бутилированную воду, и это - показатель существенного классового расслоение, так как, с одной стороны, есть очень много людей, которые из-за нехватки денег покупают яйца вместо мяса, а с другой - немало и людей, которые тратят денег на покупку питьевой воды. Иными словами, с точки зрения вице-президент Национальной организации потребителей Сербии, покупка питьевой воды - если и не пустая трата денег, то, во всяком случае, дело совершенно необязательное, сродни тратам на предметы роскоши. Возможно, в какой-то мере он и прав, но, думается, не учел он еще одну возможную причину роста спроса на питьевую воду: приток в Сербию туристов - особенно в Белград и Нови Сад - которые любят супермаркеты и приносят с собой зарубежные привычки потребления. Они-то попали в чужую страну, пить воду из-под крана не привыкли, а летом, в туристический сезон, воды потребляется много.
На список лидеров по продажам можно посмотреть и с другой точки зрения. Ровно половину его составляют товары, приобретаемые не по необходимости, а для удовольствия. Бананы, пиво, газированная вода, пакетики с кофе и конфеты - это то, без чего вполне можно обойтись, но обходиться не хочется. Много было разговоров по поводу пива - мол, много пьют сербы, а потому и пиво попало в список товаров повседневного спроса. Но, как правильно заметил экономист Любомир Маджар, потребление некоторых продуктов носит взаимодополняемый характер. Если человек купил свинину, чтобы пожарить ее на роштиле, то вряд ли он станет покупать яблоки, - он возьмет с собой еще и пиво, потому что надо же мясо чем-то запивать… Для пущего удовольствия, естественно.
И этот настрой на получение удовольствия наводит на оптимистичные мысли. Когда люди покупают в магазинах только жизненно необходимые продукты, это свидетельствует о сугубой бедности населения, жизни в режиме строгой экономии и неверии в завтрашний день. А вот нежелание отказывать себе в маленьких удовольствиях, напротив, предполагает, что завтра будет не хуже, чем вчера - деньги и на еду, и на прочие необходимые нужды найдутся. Конечно, те небольшие удовольствия, в которых не отказывают себе люди, очень просты, непритязательны и не требуют больших затрат, но они отражают не только невысокий в целом уровень доходов, но и присущее сербам умение жить со вкусом. Не тратить дни в пустую, не тянуть механически лямку, погружаясь мыслями в горькие размышления о тяжести собственной судьбы, а проживать каждый день со вкусом, понимая, что завтра будет новый день и будет он не хуже прежнего, а то и лучше.

Оригинал публикации: "Сербские хроники"

жизнь в Сербии, Сербия

Previous post Next post
Up