Вчера в Лознице торжественно завершился Вуков сабор.
Словосочетание «Вуков сабор» для человека, мало знакомого с сербской жизнью, нуждается в некотором пояснении. «Сабор» - по-русски «собор» - это важное торжественное собрание, мероприятие, объединяющее многих людей. В данном случае речь идет о культурном мероприятии, посвященном Вуку. «Вук» в переводе с сербского означает «волк», но это не только название животного, но и популярное мужское имя (в России его аналогом выступает Лев - несколько экзотический для Восточной Европы зверь). А когда речь идет об одном Вуке, без добавления фамилии (так и хочется написать «о Вуке с большой буквы»), то это, конечно же, Вук Караджич, реформатор сербского языка…
Ежегодный Вуков сабор (нынче уже 83-й по счету) длится неделю и включает в себя концерты, спектакли, выставки, встречи ученых-славистов и т.д., которые проходят в селе Тршич, на родине реформатора, а также в ближайшем городе, то есть в Лознице. Если бы подобное мероприятие в России проводилось в Болдино или в Михайловском, его называли бы Пушкинскими днями или, скажем, Пушкинским фестивалем.
Так уж получилось, что мне на Вуков сабор довелось попасть только на третий год сербской жизни. Не потому, что желания не было - нельзя жить в Лознице и быть свободным от Вукова сабора, - а просто совпадал он с поездками в Москву. А теперь вот побывал, посмотрел и прочувствовал…
Итак, вчера Вуков сабор заканчивался. Метеорологи к нему не благоволили, пророчили дожди, грозы и всяческую непогоду, и это внушало серьезные опасения за судьбу завершающего аккорда. В Тршиче нет закрытого зала: скамейки для зрителей располагаются амфитеатром прямо на зеленом холме, и над площадкой, где выступают артисты, тоже нет никакого навеса. Всё в руках природы. Счастье только, что сентябрь в Сербии - продолжение лета, и шорты с майкой в это время - обычная форма одежды.
С утра прогноз начал сбываться. Сначала появились тучи, потом стал накрапывать дождь, нарисовались безрадостные перспективы сидения под зонтиком на мокрой скамейке. По дороге к Тршичу казалось, что сумасшедших, которые согласятся созерцать представление в грозу, будет немного.
Однако уже на отдаленных подходах к родине Вука Караджича стало ясно, что безлюдья не будет. Повсюду на обочинах стояли припаркованные машины, и это означало, что места нет не только на большом паркинге непосредственно перед Тршичем, но и нигде поблизости. Столько машин в тех краях я еще не видел, они были повсюду, а вновь прибывших встречали и отправляли в обратный путь на поиски свободного места многочисленные полицейские - тоже явление невиданное в здешних краях. Народ собрался и был готов стойко выносить природные катаклизмы.
Однако внезапно выглянуло солнце, и на протяжении, наверное, часов четырех-пяти зонты если и раскрывали, то только для того, чтобы защитить себя от солнца.
На Вуковом саборе не только поют и танцуют. Это мастер Янез Розман из Словении. Рядом с ним - собранный его руками и вполне работоспособный печатный станок, копия станка Иоганна Гутенберга.
В программе помимо обязательных торжественных слов начальствующих лиц - министра просвещения, науки и технологий Сербии Младена Шарчевича и лозницкого градоначальника Видое Петровича - значились два главных события: выступление Ансамбля народных песен и танца Сербии «Коло» и концерт флейтиста Боры Другича.
Мест на скамейках хватило не всем, но в теплый день вполне можно сидеть и на земле
По счастью, Вуков сабор - мероприятие весьма демократическое. Присутствие министра выдавали только полицейские да закрытая калитка, не позволявшая пройти к амфитеатру и сцене снизу (дорожка на холм, откуда можно было и сцену созерцать, и к скамейкам сверху спуститься, вообще не перекрывалась). Калитку оберегали молодые ребята, которые, впрочем, гостеприимно открывали ее перед родителями с колясками и маленькими детьми. Никаких пропусков не предусматривалось (чистая дикость для человека, выросшего в стране, где доступ к телам министров строго дозируется и регламентируется). Когда министр с градоначальником Тршич покинули, полицейские тоже куда-то испарились, калитка открылась и настала полная свобода.
Сверху тоже все прекрасно видно
Скоро и эти немногочисленные представители полиции покинут сабор
Описывать, как танцует замечательный ансамбль «Коло» - дело неблагодарное. Коло - это народный танец, распространенный не только в Сербии, но и в Черногории, Македонии, Болгарии, Боснии, Хорватии и даже в Словении, то есть у всех южнославянских народов. При этом вариантов у коло масса. Едва ли не в каждом регионе Сербии (что уж там говорить про другие народы) есть свой, и сербы в них очень даже неплохо разбираются. Есть ужичко коло, жикино коло, влашко коло, моравац и т.д. Поэтому коло - если танцуют его профессионалы - это не один танец, а множество родственных танцев, и скучно на таком концерте не бывает. По крайней мере, тогда, когда этот концерт проходит в Сербии. Здесь на танец не смотрят отстраненно, с искусствоведческим интересом. Здесь танцу на сцене сопереживают, в нем соучаствуют, пританцовывают - движениями рук, плеч, головы, а то и просто вставая во весь рост, - и приходят в детский восторг, когда нарастающий темп танца поднимается на какие-то безумные вершины и становится непонятно, как с такой скоростью вообще можно двигаться, а не то что попадать в такт и синхронно выделывать разные па. Одним словом, чтобы понять, что значит коло для сербов, надо побывать на таком концерте, погрузиться в его атмосферу.
Коло!
А через пару часов после танцев выступал Бора Дугич, известный сербский музыкант, флейтист и композитор, солист Большого народного оркестра радио и телевидения Белграда. И опять же, как и в случае с коло, присутствие на его концерте означает не созерцание, а соучастие. Да, он признанный виртуозный исполнитель, но не только в технике дело. Флейта для балканских мелодий, вообще, инструмент очень важный, а для музыки Боры Дугича он еще и ведущий, в каком-то смысле - если только это применимо к музыке - смыслообразующий.
Бора Дугич на сцене
«Баллада о нерожденных» - так называется одна из композиций, исполненных Боро Дугичем. Это баллада о нерожденных детях сербских солдат, погибших в многочисленных войнах. Как объяснил сам музыкант, это диалог погибшего солдата и его нерожденного сына:
- Почему ты погиб, папа?
- Я был должен, я защищал Отечество.
- Нет, ты не должен был погибать, ты должен был дать мне родиться…
После такого предисловия здесь, в Сербии, эту мелодию слушаешь с особым чувством, и даже потом, когда Бора Дугич от печали переходит к истинно балканскому веселью и исполняет, например, «Танец кузнечика», а люди встают со своих мест и начинают танцевать, ощущение причастности к судьбе сербского народа остается с тобой. Все оказывается исполнено смысла - и коло, и песни, и танцы. Что-то складывается в твоей голове, элементы мозаики собираются в единое целое, и ты начинаешь что-то понимать. Что-то невыразимое словами, возникающее из единства знания истории сербского народа, опыта общения с людьми, музыки, танцев и природы. Той самой природы, которая мудро отметила последние аккорды Боры Дугича отточием начинающегося дождя…
Click to view
Mirrored from
Сербские хроники: Всё о Сербии.