100 лет со дня рождения протоиерея Георгия Тайлова, исповедника веры, последнего участника Псковской миссии.
Георгий Иванович Тайлов (
1914 -
2014),
митрофорный протоиерей,
клирик Рижской епархии,
настоятель храма святителя Николая Чудотворца в городе Огре Латвии, последний участник
Псковской духовной миссии Родился
13 ноября 1914 года в городе
Риге Лифляндской губернии
Российской империи в благочестивой семье военного чиновника в чине коллежского асессора - Алексеева Ивана Георгиевича, который был казначеем одного из полков, расквартированных в Риге, и учительницы женской гимназии - Тайловой Елены Ивановны. Вскоре мальчика крестили и назвали в честь деда, эстонца, принявшего православие и ставшего военным. Крёстным отцом ребёнка стал Пётр Руцкий, инспектор народных училищ Курляндской губернии, а крёстной матерью - Людмила Ивановна Тайлова (1851 - 1938)
[1], директор частной гимназии, сестра бабушки, которая позже его с сестрой усыновила. По рождении имел фамилию отца - Алексеев.
В
1915 году, в годы
Первой мировой войны, мать с сыном эвакуировались в город
Москву. Отец был на фронте, а после
революции служил в Красной армии на одном из складов.
29 февраля
1920 года родилась сестра Лида, а в декабре того же года умерла мать. Георгий ходил с отцом на работу, а младшую сестру пришлось отдать в детский приют рядом с Красной площадью.
В
1921 году отец решил отправить детей обратно в
Ригу, в обособившуюся
Латвию, к бабушке (к тёще, матери жены), подав заявку через Латвийский Красный Крест. Он проводил детей до поезда, а в Риге их встретили представители Красного Креста и отправили ночевать в приют, где Георгий заразился дифтеритом и получил осложнение на сердце. После болезни за ребёнком ухаживала дочь дворничихи, православной эстонки из гимназии Людмилы Ивановны. Она впервые рассказала Георгию о Боге.
В том же году, оправившись от болезни, пошёл в основную школу Общества русских преподавателей. Закон Божий вёл отец
Николай Перехвальский из Рижского храма святого Александра Невского. На одном из уроков он выгнал мальчика из класса за плохое поведение: ребёнка так поразила картина Входа Господня в Иерусалим, что он перебивал рассказ священника о жизни Спасителя вопросами: "На ослике?".
После смерти бабушки в
1922 году, её сестра Людмила Ивановна Тайлова (1851 - 1938) усыновила его с сестрой и по законам того времени дала им свою фамилию - Тайловы.
Священник Георгий Тайлов с своей матушкой Ольгой Васильевной, 1938 г.
По окончании основной школы, стал учиться в Рижской городской (Ломоносовской) гимназии. После окончания гимназии в
1932 году пытался поступить на
богословский факультет Латвийского университета, однако смог поступить только на филологический факультет, где проучился два курса.
В
1934 году поступил в
Рижскую духовную семинарию, которую успешно окончил в
1937 году. Работая днём конторщиком на фарфоро-фаянсовой фабрике Кузнецова, он учился в семинарии по вечерам.
10 мая
1937 года женился на Ольге Васильевне Фроловой, в том же году (возможно в тот же день) обвенчался с ней
[2].
23 мая был рукоположен во
диакона епископом Елгавским
Иаковом (Карпсом), а 30 мая того же года - в сан
иерея.
С
1937 по
1941 год служил
настоятелем храма святителя Николая Чудотворца в городе
Вентспилсе, где служил также законоучителем основных школ и гимназии и окормлял
приход церкви преподобного Сергия Радонежского в посёлке
Угале Вентспилского уезда в
Курляндии. Был также членом комитета городской управы по социальному обеспечению детей безработных родителей, сотрудничал в качестве автора на страницах
православного журнала "Вера и Жизнь", издававшегося на латышском и русском.
В
1940 году у него с матушкой родилась дочь Ангелина
[3].
Летом того же года, после присоеденения Латвии к
СССР,
Латвийская Православная Церковь лишилась юридических прав и церковных земель, а всё её имущество было национализировано, в связи с чем отец Георгий стал трудиться учётчиком.
В
1941 году, узнав об образовании
Псковской духовной миссии, попросил митрополита
Сергия (Воскресенского) включить его в её состав. В ноябре того же года с группой миссионеров прибыл во
Псков. Оттуда был направлен в Островский уезд, где служил в ряде храмов (включая церковь в
Велье и
Троицкий храм в Печанах), а также объезжал и совершал богослужения во многих храмах в окрестностях
Святогорского монастыря. Деятельно участвовал в восстановлении храмов, богослужебной и церковно-приходской деятельности в Пушкиногорском, Сошихинском и Новоржевском районах, также служил в Пскове и
Острове. В
Святых Горах были открыты курсы преподавателей Закона Божия, под его руководством было отремонтировано 12 храмов, в которых регулярно совершались богослужения.
Служить приходилось в городах и сёлах, где много лет не бывало священника. Люди здесь сохраняли глубокую веру. Как только батюшка открывал храм, к нему нескончаемой вереницей начинали тянуться с просьбами совершить крещение, венчание и отпевание. Однажды в таких напряжённых условиях пришлось повенчать 16 пар молодожёнов за раз. В другой раз за 3 дня он покрестил 365 детей.
С апреля
1943 года - заместитель
благочинного Островского округа, исполняющий обязанности благочинного Опочецко-Новоржевского округа. С июня того же года - благочинный Пушкиногорского (Святогорского) округа, в котором постоянно служило 10 священников.
В феврале
1944 года вместе с семьёй вернулся в
Латвию, поселился в доме покойной тёщи и временно был назначен на
приход церкови Рождества Богородицы в село
Коровск Резекненского района (ныне - Псковская область) того же благочиния, на вакансию
псаломщика. Затем переехал к родным в село
Гавры, Абренского уезда (ныне - Пыталовский район Псковской области). С приближением фронта не стал эвакуироваться, оставаясь служить в храме.
Протоиерей Георгий Тайлов
30 октября
1944 года
[4], как и большинство миссионеров оставшихся в Латвии, был арестован органами
НКВД и отправлен в
Ленинград, сначала во внутреннюю тюрьму НКВД, где уже содержались многие члены Псковской миссии, а затем - в "Кресты" и после формального следствия, в
1945 году осуждён на 20 лет каторжных работ в исправительно-трудовых лагерях, из которых провёл в лагерях НКВД 11 лет. Был отправлен сначала в тюрьму (
Пыталово-
Псков-
Ленинград), а затем в лагерь.
В апреле
1945 года был этапирован в
Сибирь. В течение первых трёх лет лагерей был лишён права переписки. Осложнения с сердцем, полученные в детстве, помогли выжить - его не посылали на тяжёлые работы. Сперва работал на лесоповале в Тайшетском районе Иркутской области, а потом в
Казахстане на руднике
Джезказган. Через три года, по состоянию здоровья, был отправлен оттуда в Спасский инвалидный лагерь, затем - в рабочий лагерь
Темир-Тау. В лагерях окончил фельдшерские курсы, на которых преподавали бывшие кремлёвские врачи, попавшие в концлагерь по обвинению в убийстве
Максима Горького.
В
1954 году, после смерти
Сталина, ему разрешили свидания.
В декабре
1955 года по амнистии был освобождён со снятием судимости и вернулся в Латвию в
Карсав где проживала его семья.
В
1956 году после недолгой работы в
Риге на заводе "Электра" (жил тогда с семьёй в
Дубулты), стал служить в
Благовещенском храме города Риги и переехал с семьёй на жительство в этот же город, где они поселились в полуподвальном помещении.
В
1957 году был возведён в сан
протоиерея.
Служил на различных приходах в Латвии, в том числе: с
1957 года -
настоятелем Галгауской Иоанно-Предтеченской церкви, затем - в Рижских Благовещенской,
Свято-Троицкой Задвинской,
Троицкой соборной и
Александро-Невской церквях.
С
1980 года - священник
Рижского Свято-Троице-Сергиева женского монастыря.
В
1992 году возглавил
общину святителя Николая Чудотворца в городе
Огре, став её настоятелем до самой своей кончины. Первая служба во временном помещении состоялась 19 декабря того же года, а 2 сентября
2002 года был освящён новый храм.
27 марта
2007 года овдовел, прожив со своей супругой почти 70 лет
[5].
До конца земных дней проживал в городе
Огре. Скончался поздно вечером
8 мая 2014 года, на 100-м году жизни. 10 мая того же года, в
Никольском храме города Огре, состоялось отпевание, которое совершили митрополит Рижский и всея Латвии
Александр (Кудряшов) и епископ Даугавпилсский и Резекненский
Александр (Матрёнин) в сослужении многочисленного духовенства. Похоронен на городском кладбище города Огре рядом с могилой своей матушки Ольги Васильевны
[6].
Кроме
русского в совершенстве знал
латышский,
английский и
немецкий языки.
Полностью
здесь.