На портале 112.ua прочитал материал, который написал Тарас Волынец, под названием "Ближний Восток вооружается: На что может расчитывать Украина?" Скажу сразу, что материал давольно качественный, и интересный. Причём достаточное количество цифр. Хотя есть некоторые места, которые лично я не могу обойти стороной. Вот такой пример:
Наряду с этим, по информации, размещенной Государственной службой экспортного контроля, учитывая объемы экспорта вооружений, который был осуществлен Украиной в 2016 году, установлено, что за отчетный период на Ближний Восток Украина поставляла оружие только Объединенным Арабским Эмиратам в количестве 108 единиц БРДМ-2. Разочарование добавляет и тот факт, что в 2015 году военно-техническое сотрудничество Украины в регионе также ограничилось лишь ОАЭ (8 единиц ПЗРК), а в 2014 году оно и вовсе отсутствовало.
Вот мине не совсем понятно, в чём тут разочарование? В том, что продали техники мало, или в том, что техника ещё советского производства? Хотелось бы напомнить о том, что Украина после распада СССР, имела одну из самых сильных армий в Европе. Так например ВВС Украины имели порядка 1100 боевых самолётов, а сухопутные войска имели на вооружении порядка 8 700 танков, 11 000 БТР и БМП. Так же Украине досталось порядка 18 000 единиц ствольной и реактивной артиллерии. А суммарное количество летательных аппартов, которые получила украинская армия составило 2800 единиц. За годы независимости большая часть вооружения была распродана. С одной стороны, это привело к тому, что оборонспособности Украине был нанесён серьёзный удар, а так же торговля военной техникой со складов ударило и по оборонной промышленности. Так на вопрос, который я задал, в чём именно разочарование, ответ лежит в цифрах. Разачарование в том, что имея огромный военно-промышленный потенциал, правительство Укрианы просто обезоруживало свои войска. И только в последнее время ситуация стала меняться.
А вот ещё один интересный момент:
До 2014 года Украина выполняла контракт, но начало войны на Донбассе заставило руководство государства заморозить соглашение. На это время Украина поставила Ираку 117 единиц БТР, среди которых подавляющее большинство - БТР-4, также продолжаются переговоры между "Укрспецэкспортом" и заказчиком.
Не всё так просто с Ираком. Отказ от БТР-4, у иракской стороны был вполне обоснованный. Я думаю, что причина по которой контракт с Ираком был преостановлен, заключается не только в начале войны на Донбассе, но и в трещинах некоторых машинах
По моему, очень похоже на трещину. Вопрос, почему в курпусах БТРов оказались трещины, должны решать компетентные органы Украины. И ещё, я обратил внимание на то, что написано в материале:
Пока мы в вынужденном простое, конкуренты не дремлют. Недавно появилась информация, что Россия заключила соглашение с Ираком
на поставку танков Т-90С/СК.
Что я могу сказать по этому поводу? Россия действительно заключила соглашение с Ираком. Но, это соглашение о намериниях, чем твёрдый контракт. И подобные соглашения, являются нормальным являением. А будет ли твёрдый контракт или нет, это будет решаться только после испытания техники непосредственно в Ираке. Что, же до простоя в котором оказались украинские предприятия, связано в том числе и с "высокой" компетентностью руководства Укроборонпрома. Почему? Да, хотя бы потому, что глава Укроборонпрома, господин Романов заявлял о том, что в 2016 году будет произведено 120 танков. Однако, воз и ныне там. И связано это ещё с тем, что на сегодняшний день в Украине, на сколько мне известно, не производится достаточно количество танковых орудий, что бы можно было ежегодно производить больше сотни танков. Однако, не смотря на всё, Ближний Восток для укринских оборнщиков является перспективным. Причём речь идёт не только о бронетехники. Но, всё же огромная доля военного экспорта может в страны Ближнего Востока может быть как раз бронетхника, и в первую очередь танки. И здесь может быть давольно жёсткая конкуренция между Т-90СМ и БМ "Оплот"
И не смотря на то, что оба танка имеют схожие характеристики, украинский танк защищён лучше российского. В том числе это касается и защиты бортов. А кроме этого, российский танк имеет двигатель, аналолгичный тому, который стоит и на Т-72. А это означает то, что в жарком климате двигатель будет терять до 50% мощности. Собственно говоря, индийские Т-90С имеют подобную проблему. А если учесть то, что Египет, Ирак и Кувейт планируют преобрести новые танки, то Украина вполне может побороться за постовку своих танков в армии этих стран. Ещё, что может предложить странам Ближнего Востока, Украина, так это бронетранспортёры. В том числе речь может идти и о новой модификации БТР-4
И именно на этот бронетранспортёр, как на экспортную машину, Укроборонпром и доложен делать акцент. В общем, что касается бронетехники, то в этом украинская оборонка действительно сильна, и имеет огромный потенциал. Но, это не всё, что Укриана может предложить странам Ближнего Востока. Кроме бронетехники, Украина может предложить и средства связи. Так например одесское предприятие Телекарт-Прибор выпускает, как носимые, так и мобильные радиостанции УКВ-диапазона. А для бронетехники, радиостанции делает как Телекарт-Прибор, так и тернопольский Орион. По этому, лично мне не совсем понятно, почему для нужд ВСУ вместо уркинских радиостанций стали брать турецкие. Хотя, вполне возможно, что здесь не обошлось без коррупционной составляющей. Но, это совершенно другая история.
Но, ведь на связи и бронетехники потенциал украинских оборонщиков не заканчивается. Есть и другие сферы в оборонной отрасли, где и Украина может быть выпускать конкурентноспособную продукцию. И совершенно справедливо в своём материале Тарас Волынец отметил следующее:
Что касается Саудовской Аравии и ОАЭ, то наиболее конкурентоспособными направлениями украинского ВПК для указанных стран считаются программы по созданию современных образцов противотанковых ракетных комплексов, систем радиолокационной и оптической разведки, а также комплексов динамической и активной защиты нового поколения. Кроме того, большой интерес представляют программы развития ракетостроения и создания космических программ исследования и освоения околоземного пространства.
К слову, следует говорить не только о противотанковых ракетных комплексах, но и противовоздушных, а так же оперативно-тактических ракетных комплексах. И ОТРК "Гром-2", как раз и является примером сотрудниством Украины и Саудовской Аравии. Ну, а разработка комплексов ПВО и ПРО, это не только обеспечение работой ракетостроителей, но и таких предприятий, как запорожская Искра, которая и занимается разработкой и производством радиолокационных станций. Что касается космических программ, то и здесь Украина может работать с той же Саудовской Аравией. Хотя бы по программе перспективного семейства РН "Маяк. Есть ещё авиаотрасль, и я не мог обойти сторонной вот это:
К сожалению, авиационная отрасль может предложить новые проекты модернизации советских типов летательных аппаратов или создания новых образцов на их базе, что сильно ограничивается емкостью Ближневосточного рынка. Об этом свидетельствует аэрокосмическая выставка Dubai Airshow 2017 (ОАЭ), где были достигнуты предварительные договоренности между Украиной и Саудовской Аравией о совместном производстве транспортного самолета Ан-132Д (модернизированный Ан-32), а также между Украиной и ОАЭ по созданию нового самолета Ан-77 на базе Ан-70 (последний является объектом российско-украинского межправительственного соглашения).
Я вот не могу понять, а что, Ан-140 и Ан-178 можно списать со счёта? Думаю, что нет. К тому же Ан-178 входит в единое семейство самолётов с Ан-148. Ну, а на базе Ан-148 планируется создать целую гамму самолётов специального назначения, включая и самолёт ДРЛО.
А есть ещё и самолёты Ан-72/74, которые по ряду характеристики, вообще являются уникальными. Ну, а кроме транспортных самолётов, Украина может предложить странам Ближнего Востока совместную разработку как учебно-боевых, так и боевых самолётов. Ну, и нельзя списывать вертолёты. Вот карта распространения в мире вертолётов Ми-8
И как мы видим, Ближний Восток летает на Ми-8. Ну, а то, что ремоторизация вертодётов данного типа к запорожскому Мотор Сич, думаю лишний раз не стоит. Да, и если учесть то, что Мотор Сич активно работает над разработкой своих машин, в том числе и над аналогом Ми-8, который будет иметь увеличенную максимальную взлётную массу, то Украина сможет побороться и за поставку новых вертолётов как военного, так и гражданского назначения в страны Ближнего Востока.
Ну, и ещё то, о чём нельзя не сказать, так это об украинском судостроении. Есть интересныен проекты, есть уже проекты в металле. И в случае получения заказов от иностранных заказчиков, могут быть построены в интересах иностранного заказчика как ракетные катера, так и корветы. И, это вполне выполнимые задачи для украинских корабелов. В общем перспективы для украинских оборнщиков есть, и причём по разным направлениям. А вот сможет ли оборонная отрасль Украины зацепиться за рынок Ближнего Востока, зависит от руководства Укроборонпрома, да и пожалуй от руководства Украины в целом.