Начиная третью часть анализа пресс-конференции Путина, хотелось бы начать с цифр. И прежде всего с урожая зерновых. Вот, что по этому поводу сказал Путин:
Вчера Ткачёв сказал: 130,5 миллиона, наверное, будет. Может быть, будет больше. Это вообще самый большой урожай за всю историю. В РСФСР, по-моему, приблизительно было 127 в 1978 году. То есть такого урожая вообще никогда не было.
Растёт экспорт. Он приобрёл очень масштабный характер. Мы вышли на первое место в мире по объёму экспорта зерновых. Это блестящий показатель. Поэтому рост есть.
Конечно, это блестящий показатель. Правда всё познаётся в сравнении. Так например в Украине собрано порядка 60 миллионов тонн зерна. То есть, это где-то в два раза меньше, чем в России. А теперь ещё несколько цифр. Это население России и Украины. Так вот, население России порядка 147 миллионов человек. А население Украины, без учёта Крыма порядка 42 миллиона человек. То, есть на душу населения выращивается зерна больше, чем в России. И если я не ошибаюсь, то почти раза в два. И когда заходит речь о том, что в России рекордные урожая зерна год от года, и то, что Россия вышла на первое место по экспорту зерновых, то хочется сказать только одно. Когда разрабатывается ГОСТ для хлеба, согласно которому, может использоваться мука из так называемого фуражного зерна, то лидерство в экспорте зерна это скорее преступление против народа, чем какой-либо успех. Ещё очень интересный вопрос, который прозвучал на пресс-конференции касается регионов. А если быть более точным, то о речяь шла о дотационных регионах и регионах донорах. И вот здесь Путин в очередной раз блескнул своим "знанием" сути вопроса:
Но люди, которые живут в регионах, где бюджеты несамодостаточные, они в этом, конечно, не виноваты. Поэтому на протяжении многих предыдущих лет чем мы занимаемся? Выравниванием этих бюджетных доходов и, действительно, регионов, в которые страна вкладывала на протяжении десятилетий, а может, ста лет огромные ресурсы… Страна вкладывала в том числе из тех, которые мы называем сегодня несамодостаточными (оттуда ведь тоже брались ресурсы). Поэтому справедливым является перераспределение от регионов-доноров (сегодня у нас 12 таких регионов-доноров) в другие регионы Российской Федерации. И мы аккуратно будем это делать, не подрывая, разумеется, желание регионов-доноров развивать свою экономику дальше.
Вот интересно получается. Вроде бы есть регионы доноры, а есть и дотационные регионы. Только вот странно получается. Многие дотационные регионы стали такими благодаря "грамотной" экономической политике правительства. А почему это произошло? А всё потому, что в России с приходом Путина стала выстариваться унитарная бюджетная политика, которая свойствена унитарным государствам, но ни как не федеративным. А если говорить простыми словами, то при Путине деньги стали в большей части поступать в федеральный бюджет, а не в региональные или местные. А в случае с федеративной бюджетной системой, все собираемые налоги деляться на три части и в пропорциональном соотношении попадают в федеральный, региональный и местный бюджеты. И в таком случае дотацинных регионов становится значительно меньше. А на сегодняшний день картира в России такая, что дотационными регионами является часто те регионы, которые имеют большой, а то и просто огромный промышленный и экономический потенциал. Правда, при существующей экономической политике государства, развивать потенциал таких регионов очень и очень сложно. Ну, а вот теперь самое главное в пресс-конференции Путина. Это вопрос, который задал ему украинский журналист Роман Цимбалюк, а по сему в полном виде цитирую его вопрос:
Я не первый раз задаю вопрос Вам, беда только в одном, Вы не на все вопросы отвечаете. Раньше Вы говорили о том, что никогда не скрывали, что отправляете на Донбасс людей решать военные вопросы, в жизни это называется - убивать граждан Украины. И, в принципе, тут всё понятно, и наша армия знает, что с этими людьми делать, с вашими решателями, или решалами. Но часть из них попадают в плен, потом в украинские тюрьмы, и их приговаривают, в том числе и к пожизненным заключениям.
Вот у Вас заканчивается третий срок, вдруг Вас не выберут. Не хотите ли Вы поменять своих граждан? Тем более это не так сложно, потому что украинцы своих не бросают, и мы хотим вернуть своих 65 заложников, про которых Вы прекрасно знаете, это не только Сенцов, Сущенко, это куча, десятки крымских татар из Крыма.
И если Вы всё-таки выиграете выборы, возможно, Вы будете и дальше занимать такую абсурдную позицию по Донбассу, по миротворцам? И на практике люди ваши, которые решают там вопросы, они занимаются резнёй населения Донбасса, и Вам не стоит этого бояться, потому что освобождённые украинские города, как Славянск и Мариуполь, живут прекрасной мирной жизнью. Спасибо.
Ну, и вопрос в тему от журналистки РИА "Новости":
Лена Глушакова, «РИА Новости». Я просто тоже про Украину хочу сразу, если мы так, блоками, делаем, добавить.
Ситуация с реализацией минских договорённостей кажется катастрофической. На Ваш взгляд, по-прежнему они работают для урегулирования этого конфликта?
И ещё такой момент. США постоянно проводят встречи с российскими представителями на тему Украины. При этом они в «нормандскую четвёрку» не входят. Может быть, стоит уже сделать фактическим их участие, формальным, чтобы они стали пятым членом «нормандского формата»?
Ну, а теперь ответ Путина на оба вопроса:
Значит, по поводу «минского формата», его эффективности. Эффективность, конечно, низкая, и, на мой взгляд, прежде всего из-за неконструктивной позиции представителей сегодняшней киевской власти. Нет никакого желания реализовывать минские соглашения. Нет никакого желания начать настоящий политический процесс, завершением которого может быть реализация договора об особом статусе Донбасса, который закреплён в соответствующем законе Украины, принятом Радой, но не введённого до сих пор под разными предлогами в силу. Такая договорённость есть, и параметры этого закона хорошо известны.
По поводу Соединённых Штатов. Соединённые Штаты, по сути, являются полноценными и полноправными участниками процессов урегулирования вне зависимости от того, находятся они в рамках «нормандского формата» или нет. Они всё равно очень глубоко вовлечены и в курсе всех происходящих там событий.
Нужно ли их формально включать в «нормандский формат», я не знаю. Во всяком случае, это не от нас зависит. Поверьте мне, я никогда не был против этого.
Теперь по поводу того, о чём коллега спрашивал. Собственно, у него даже был не вопрос, а, скорее всего, позицию он заявил свою. Я вам хочу сказать.
Во-первых, что касается того, где находится Украина и Башкирия. Судя по тому, что Вы без акцента говорили на русском языке, я считаю, в этом смысле, в ментальном смысле, Башкирия не так уж и далека от Украины, как Вам кажется, по географическому принципу.
Что касается трагедии, которая там происходит, - а это безусловно трагедия, здесь я не могу с Вами не согласиться, - надо всегда смотреть на первоисточник трагедии. Первоисточник - это государственный переворот, вооружённый неконституционный захват власти. И, как известно, часть народа Украины с этим не согласилась, начала с этим бороться. С теми несогласными, несмотря на якобы стремление Украины в лоно европейской цивилизации, начали бороться не демократическими средствами, а сначала - с помощью применения специальных служб, а потом - полномасштабного применения вооружённых сил.
Российской армии на территории Донбасса нет. Но там действительно созданы определённые военные милицейские формирования, которые являются самодостаточными и готовы отразить любые крупномасштабные военные акции против Донбасса.
Мы считаем, что это соответствует интересам тех людей, которые проживают на этой территории, потому что, если у них такой возможности не будет, та резня, о которой Вы сказали - и даже хуже, чем в Сребренице, - будет осуществлена так называемыми националистическими батальонами. И их ничто не остановит, в том числе и обращения - как мне советовали некоторые мои западные коллеги - в правозащитные международные организации в случае развития событий подобного рода. И мы это прекрасно осознаём.
Что касается миссии миротворцев. Это именно Пётр Алексеевич Порошенко говорил о необходимости сначала вооружить сотрудников ОБСЕ, я сразу согласился. ОБСЕ сразу от этого отказалась, сказала, что у них нет такого опыта, нет людей, и вообще они не хотят своим сотрудникам давать в руки оружие, потому что они сразу становятся целью для радикальных элементов с обеих сторон.
Потом Пётр Алексеевич сказал, что нужно обеспечить безопасность сотрудников ОБСЕ с помощью сил ООН. Я и с этим согласился, и чтобы не было сомнений в том, что мы с этим согласны, мы внесли проект соответствующей резолюции, что должны появиться силы ООН, которые возьмут под защиту сотрудников ОБСЕ.
После этого госпожа Меркель мне в телефонном разговоре сказала: «Почему только на границе, на линии разделения? Сотрудники ОБСЕ перемещаются по всей территории Донбасса. Согласись, пожалуйста, с тем, чтобы они были под охраной везде, где бы они ни появлялись, в том числе и на границе между Россией и Донбассом, Россией и Украиной, в этой части границы».
Я подумал и сказал: «Да, ты права, мы согласимся», - и мы тут же внесли коррективы в свою резолюцию. Но сейчас выясняется, что и этого недостаточно, что, по сути, всё сводится к тому, чтобы поставить под международный контроль эту территорию.
Мы не против этого, но для этого нужно киевским властям договариваться с самим Донбассом. И вообще, конфликты подобного рода в мире нигде не решались только через посредников, они везде решались в ходе прямых контактов между конфликтующими сторонами. Сегодняшние киевские власти, к сожалению, уклоняются от этих прямых контактов.
Теперь что касается обменов. Я согласен с Вами в том, что люди страдают, и страдают безвинно. Вы думаете, что это всё происходит по инициативе Донбасса? Нет. Вот опять очередной обстрел был, по‑моему, вчера вооружёнными силами Украины. Даже нам иногда непонятно: это вооружённые силы или это те же самые какие‑то националистические батальоны?
Насколько мне известно, не всегда там такие уж благостные отношения между регулярной армией и этими националистическими батальонами, не всегда - между регулярной украинской армией и этими батальонами. И, честно говоря, это правильно, потому что истинно военные люди призваны защищать свой народ и страну от внешней агрессии, а не от внутренних конфликтов, даже такого жёсткого и тяжёлого характера, который сейчас мы видим в Донбассе.
Теперь по поводу обмена. По поручению Президента Порошенко этим занимается господин Медведчук, который был приглашен Патриархией в Новоиерусалимский монастырь и там обратился с просьбой, поскольку обменов давно не было, повлиять на руководство двух непризнанных республик, ЛНР и ДНР, с тем чтобы они согласились на этот обмен.
Мы провели эту работу, вы наверняка об этом знаете. И я даже впервые вообще с ними разговаривал, с руководителями. Они согласились. Потом Медведчук по согласованию с украинской стороной, разумеется, это было их предложение, привёз список: 67 человек с одной стороны и около 300 или что‑то в этом роде с другой стороны. Это был украинский список. И с ним согласились.
Хочу, чтобы Вы поняли, что это именно так, я ничего не передёргиваю. Потом вдруг сказали: нет, это нехорошо, мы должны этот список изменить. И опять взяли и всё остановили. Слушайте, давайте это сделаем в конце концов. Потом можно и дальше пойти. Надо действительно хоть в преддверии Нового года и Рождества сделать этот добрый шаг навстречу людям.
По скольку я не Путин, то постараюсь быть кратким. Российские военные на Донбассе есть и это факт, который в России так и не могут опровергнуть. Российских военных нет на территории Украины офиациально, и только. А, если нет официально, то следовательно и никто не будет обменивать российских военных, которые попали в плен и находятся сейчас в украинской тюрьме, и будут вынуждены отбывать реальные сроки, и только потому, что российскому руководству на них наплевать. По поводу США. Уж поскольку США на ряду с Великобританиями, как и Россия являются гарантами безопасности Украины, что следует из будапешсткого меморандума, то участие в Нормандской или Минской четвёрке США Великобритании просто необходимо. Что до миротврцев и конфликта на Донбассе, то Путин совершенно верно сказал, что такие вопросы должны решаться между конфликтующими сторонами. А такими старонами явлются как раз Россия и Украина. Что де до Донбасса, то он не является стороной конфликта, а вот бандформирования, которые там орудуют сторонами конфликта не явлются. А теперь ещё часть ответа на ворос, которые скорее даже не ответ, а рассуждения Путина об отношении России и Украины, причём они затрагивают и историю, которая уходит своими корнями ещё до момента крещения Руси: В общем читаем:
Теперь по поводу того, далеки мы или близки. Я знаю, что Вы, наверное, с этим не согласитесь, но у каждого человека своя позиция. Славянский мир сложно развивался. Сама Россия складывалась сложно, из многих славянских племён - шестнадцать или тридцать два племени. В конце концов образовалась Русь, частью которой и центром которой был Киев. И в этом смысле наши исторические, духовные и прочие корни дают мне право говорить, что в своей основе мы один народ. Повторяю, Вы, конечно, можете со мной не согласиться.
Ясно также и другое. По мере развития, по мере того, что Украина, будучи близка к западным границам России, развивалась соответствующим образом: там много замечательного своеобразия и в языке, и в культуре - во всём. В России все это очень любят; считают это частью собственной культуры.
В XIX веке появились люди, которые начали говорить о том, что Украина должна быть независимой, самостоятельной. Имеют они на это право? Имеют. Особенно, может быть, это было актуально в рамках империи, где, наверно, производилась определённая насильственная русификация, хотя для Украины это меньше всего было важно, потому что всё‑таки Украина - православная страна. Тогда это было важно. Там не было вообще в паспорте, напоминаю, графы «национальность», была только «вероисповедание». Ничем вообще украинец от русского не отличался, вообще ничем.
Украина вошла в состав Российской империи в 1645 году тремя областями, если говорить сегодняшним языком: Киев, Чернигов и сегодняшний Житомир - там как‑то по‑другому центр назывался, - три области. В результате нахождения в составе Российской империи вокруг неё прирастала территория за счёт многих событий: русско-турецких войн, потом Второй мировой войны.
Но в 1922, 1923, 1924 годах большевики почему‑то решили, что все прилегающие к исторической части Украины территории должны быть погружены во вновь создаваемую республику - Украину. Всё Причерноморье ушло туда; после Второй мировой войны ушли туда западные области. Ну так сложилось, ладно.
Но в 1954 году взяли Крым туда отдали в нарушение действовавшего тогда союзного законодательства, которое требовало согласия Верховного Совета РСФСР; решено было президиумом Верховного Совета.
Дальше не буду ничего рассказывать. Народ Крыма определился так, как он определился. Мы пройдём через это, я уверен. Кто‑то считает, что лучше Украине развиваться в качестве самостоятельного государства. Наверное, так тому и быть. Если люди так считают, так и нужно сделать, так и надо поддержать. Бороться с этим мнением абсолютно бессмысленно и контрпродуктивно.
Начну с Руси. Путин скорее всего не в курсе, но Киев бы скорее не центром Руси, а её окраийно, поскольку город был основан Киев на стыке земель полян и русов. Что до украинского языка и украинской культуры, то если в России всё это очень любят, то почему действовали запреты на украинский язык в царское время? Что же до национальности, то в Украине национальность всегда была важна. Точнее не сама национальность, а национальное самознание, принадлежность к своему родному народу так сказать. Собственно для славянских народов национальное самосознание всегда была важна. И отражалось это в культуре того или иного славянского народа. Что до вхождения Украины в состав России, то его не было. И это уже можно сказать, что практически доказано. Ну, а не счёт территорий, которыми якобы приростала Укриана в начале 20-х годов прошлого века, то тогда как в составе России оказались часть Ростовской области, Болгородщина и Кубань? А вообще А вообще Путину следовало бы подучить историю УНР. Может быть тогда он не делал бы таких исторических ляпов. Что же касается передачи Крыма в состав Украины, то и здесь Путин видимо далёк от реальности. Ведь на самом деле, РСФСР передавала на основании соответсвующего постановления Крым Украине, а Украина в свою очередь Крым принимала в свой состав. А вот постановление президиума ВС СССР всего навсего утвердил факт передачи Крыма Россией Украине. Что до наших дней, то согласно опросам, которые проводились и в 2011 году и в 2013 году, большая часть крымчан считали Крым частью Украины, а крайне низкая явка на так называемый референдум лишний раз был тому подтверждением. Вот только Путин по каким то известным ему причинам, делает вид, что он совершенно ничего об этом не знает. Но, это его личное дело. Правда, почему он вводит в заблуждение людей, лично мне совершенно не понятно.
Продолжение следует...