Родился в неблагополучной семье, но создал такой идеал счастливого дома, что все шведы берут пример

Jan 04, 2024 10:22


- Я проклинаю день, когда ты родился, - кричал пьяный отец маленькому Карлу. Семья жила крайне бедно. Мать его была прачкой, отец разнорабочим, у них не было своего дома и они мыкались по разным углам.

«нищета, грязь и порок процветали там, бурля и тлея, пожирая и разлагая тела и души. Унылая и тягостная атмосфера, царившая в доме, была самой благоприятной средой для холеры»

Карл Ларссон в романе «Я»

Пройдет всего 40 лет и книга с иллюстрациями Ларссона, на которых он изобразил свою семейную виллу под названием "Дом под солнцем", станет невероятно популярной. Всего за три месяца будет продано 40 тысяч экземпляров. Для 1909 года это безусловно рекорд. А за сто последующих лет ее переиздадут более 40 раз и переведут на множество других языков. В том числе на русский.

Когда мальчику было 13 лет, его талант к рисованию заметил учитель в школе для бедных. Он настоял, чтобы его приняли в школу при Королевской академии искусств. И шансом стать выдающимся художником Карл воспользовался сполна. Закончив Академию, он начал работать иллюстратором и карикатуристом и стал зарабатывать вполне достаточно, чтобы помогать родителям. А во время поездки-стажировки во Францию он познакомился с художницей Карин Бергё. Она происходила из состоятельной шведской семьи. И спустя несколько лет брака родители подарят супругам небольшой дом в Сундборне в Центральной Швеции.



Так домик выглядел на картинах Карла Ларссона. Здесь еще отсутствует студия, которая будут пристроена позже.





Так этот дом с пристроенной студией выглядит сейчас.

Именно этот дом Карл Ларссон будет рисовать на протяжении многих лет в своих акварелях, отражая быт и повседневную жизнь своей семьи. Это было время, когда по всей Европе интеллигенция тянулась к национальному романтизму. В Англии творил Уильям Моррис. В Германии Король Людвиг II Баварский строил свой сказочный замок Нойшванштайн. В России по проектам Ропета строили терема в русском стиле. Все обращались к родным корням.

И супруги Ларссоны тоже отразили в отделке своего дома новые представление о красоте. Они вдохновлялись готикой, национальным стилем короля Густава и зарождающимся модерном - югендстилем.







И на самом деле для среднего класса Швеции того времени интерьер выглядел революционно - невероятно легким, просторным, наполненным светом и воздухом. Потому что в моде было темное дерево, обилие текстиля и оборок, всевозможных деталей и украшений.

У Ларссонов преобладали светлые оттенки, сосновый пол был не окрашен, потолок светлый. Никаких обоев, роспись темперными красками, текстиль - домотканый. Его делала сама Карин, и даже сейчас он выглядит очень современно. Мебель зачастую была очень простой ремесленной, хотя и соседствовала с традиционной резной. Но при этом в комнате могли быть легкие бумажные абажуры на светильниках.







Все эти рисунки выглядели как современный инстаграм без прикрас. Неудивительно, что эти зарисовки очаровали шведов. Этот интерьер стали копировать сначала в интеллигентской среде, а потом он стал популярен и среди широких масс. Кроме того, они показывали свой образ жизни. Ведь это была ферма, супруги получали урожай, но при этом занимались творчеством, уважали народные традиции и простой ремесленный труд.







Интересно, что параллельно вышла еще и книга шведской писательницы, педагога и феминистки Эллен Ки "Красота для всех", которая объясняла, что не нужно стремится к излишней декоративности: простая стеклянная ваза с живыми полевыми цветами лучше той, на которой нарисованы эти цветы.



Фото из журнала residencemagazine.se



Фото из журнала residencemagazine.se



Фото из журнала residencemagazine.se

Но самое главное, это был не чопорный интерьер, а очень живой. В нем чувствовалось дыхание, дети (а их в семье было восемь) обязательно присутствовали на акварельных зарисовках, зачастую они шалили и вели себя очень естественно. Было видно, что у них счастливое детство.

«Если я умру, что, конечно, может случиться, я думаю, что дом все равно сохранится, хотя и не тот. Но вчера все было не так, как сегодня. Дом - это не что-то мертвое, а нечто живое, и, как все подобные вещи, он должен подчиняться закону жизни, должен время от времени меняться; в лучшем случае проживут долго, но со временем прекратятся. Но мне нравится представлять, как мой дом сохраняется из поколения в поколение»

Карл Ларссон

Удивительно, что мальчик после несчастливого детства смог создать идеальный дом, наполненный счастьем, который стал примером для всех шведом. Многие берут пример именно с дома Ларссонов.

У супругов осталось 260 потомков. В доме они организовали музей, который посещает более 60 тыс. человек ежегодно. Члены семьи имеют право провести в доме предков один месяц в году в тех комнатах, которые закрыты для посетителей.

Книги с акварельными рисунками дома Ларссонов до сих пор продаются. К примеру, увидела российское издание на Озоне.

дизайн, история, хюгге, интерьер, дом

Previous post
Up