Карпунькина В.К.
http://iandfamily.ru/karpvk2012:
Волевое движение [подростка] к свободе в противовес наивному детскому ожиданию «волшебного» исполнения желаний требует усилий. Какого именно рода сила помогает проявиться волевому импульсу - это именно тот вопрос, на который мы стремились найти ответ совместно с ребятами.
По нашей гипотезе, воля к свободе имеет три важных аспекта:
1. Принятие собственного решения (духовный акт), а не слепое подчинение чему-либо;
2. Направленность на ценность (пусть даже и субъективную);
3. Преодоление дистанции между решением и действием.
Подросткам предлагалось занять свою позицию в рамках созданной социальной структуры. По сути дела, социотерапевтическое пространство представляло собой альтернативный социальный институт, в котором особое внимание уделялось намерениям, смыслам и инициативам подростка.
Переход от разрозненности к заботе и доверительным отношениям, от формального соблюдения правил к осознанным межличностным границам, от наивных желаний к осмысленным действиям и ценностям - всё это характеризует динамику группы в ходе реализации программы. Практически вся работа была осмыслена ребятами как открывающая пути к воле, свободе, ответственности, честности, пониманию себя и других.
Понимание подростками воли к свободе разделилось на три смысловые группы:
- Воля к свободе как независимость.
- Воля к свободе как доверие к миру.
- Воля к свободе как характеристика ответственности за свою жизнь.
Мой комментарий по поводу термина «воля к свободе» и его интерпретации.
Ушинский говорил о естественном человеческом «стремлении к свободе». В статье, на мой взгляд, речь именно об этом стремлении, которое обнаруживает в себе отрок, превращаясь тем самым в подростка. Теперь он желает и добивается независимости, как взрослый. Он представляет себе возможные способы (и делает попытки) освоения «большого мира».
Он принимает принципиальное решение о своей жизненной стратегии -- выбор между необходимостью выжить в предложенных обстоятельствах (так он понимает жизнь большинства взрослых) и стремлением жить согласно высокому человеческому предназначению. Это -- главный момент подросткового самоопределения, который организует волевую сферу молодого человека.