Необходимость более глубокого знания о детском развитии возникает в связи с тем, что исчезает уклад традиционной семьи. Исчезает среда, в которой "автоматически" воспроизводилось молодое поколение. Резко возрастают требования к родителю. Каждый контакт с ребёнком должен быть "понимающим". Проницательный Джон Холт изготовил доступный родителю "контактный пультик" 50 лет назад. Пультик не устарел, но и не был усовершенствован.
http://ecce-homo-ru.livejournal.com/8322.html:
"Большинство детей учится ходить, говорить, читать и т.д., сначала делая ошибки, затем их исправляя. Математики называют это «методом последовательного приближения», то есть они делают, затем сравнивают результат с желаемой целью (делать как взрослые), подмечают различия (свои ошибки) и стремятся уменьшить различия (исправляют ошибки). Все дети хорошо это умеют; и даже в тех домах, где их постоянно поправляют взрослые, они сами исправляют гораздо большее количество ошибок, чем то, на которое им указывают.
... Для детей естественно перескакивать с одного на другое и устанавливать связи, невозможные при академическом подходе. Они протаптывают собственные тропинки в неизвестное. Индивидуальные и неповторимые... Когда дети учатся по-своему, по своим собственным интересам, они учатся гораздо быстрее и эффективнее, чем если бы мы их учили, так что мы можем позволить себе отбросить все программы и расписания и, во всяком случае, предоставить им большую свободу, чтобы они учились сами.
... Если мы постоянно стремимся принуждать ребенка делать то, чего он боится, он вырастает робким и приучается использовать свои умственные способности и энергию не для исследования неизвестного, а для того, чтобы найти способы уклониться от нашего давления. И наоборот, если мы постараемся не принуждать ребенка идти дальше, чем позволяет в этот момент его смелость, ребенок вырастет более храбрым."