РУССКАЯ ПЕДАГОГИКА

Sep 19, 2020 13:30

Ушинский - это наш народный педагог,.. как
Ломоносов - наш народный ученый,
Суворов - наш народный полководец,
Пушкин - наш народный поэт,
Глинка - наш народный композитор.
Л.Н.Модзалевский

Сегодня педагогика выдвигается на первый план в качестве главного фактора развития человека и общества. Уместно поэтому вспомнить пореформенное (1861г.) возбуждение общественности по поводу становления в России народного образования. «Началась деятельная критическая работа, но не объединенная и не направляемая широкими философскими взглядами... Необходим был пастырь: нужно было связать, объединить педагогическое движение, выяснить его отношение к потребностям времени, дать ему научное обоснование. Такой духовный вождь педагогов явился в лице К.Д.Ушинского» (П.Ф.Каптерев).

1. Педагогическая антропология

В основе жизни лежат стремления.
По Ушинскому а) растения стремятся выжить (путём совершенствования механизмов размножения и адаптации к условиям среды); б) животные стремятся действовать (наращивая тем самым жизненно-важный инструментарий); в) человек стремится развиваться (благодаря суггестии -- психологическому новообразованию, которое отсутствует у животных). -- Пояснения в скобках мои -- Ю.С.Е.

Ушинский гениально предвидел принципиальное различие между животной деятельностью и человеческим развитием. Суть эволюционного перехода от обезьяны (семейство Гомини́ды) к человеку (семейство Хомо Сапиенс -- неоантропы) стала понятна спустя век. Выдающийся палеопсихолог и историк Б.Ф.Поршнев открыл и обосновал механизм появления психологического новообразования -- суггестии (инстинкта суггестивной экспансии) (Б.Ф.Поршнев «О начале человеческой истории», 1974 г.). Суггестия обеспечивает активное взаимодействие неоантропа с другими видами, создание с ними симбиоза, а позднее -- их приручение и одомашнивание. В основе обезьяньей психики подобного инструментария нет.

Инстинкт суггестивной экспансии, направленный неоантропами друг на друга, стал инструментом становления первочеловека (тотемного человека). Взаимосуггестия (взаимоприручение) обуздывала зоологический эгоизм неоантропов, вырабатывала способы поведения, приемлемые в коллективе. Этот процесс мы знаем сегодня под именем табуирование. Выработанные приемлемые для коллектива поведенческие модели уже не «естественные» биологические, а «искусственные» социальные модели и отношения. А сигналы, которые обеспечивают согласование социальных действий, это перворечь (простейшая вторая сигнальная система).

На следующем этапе социальной эволюции возникли этносы и суперэтносы. Круг суггестивных навыков и инструментов расширился (социализация). Этими событиями завершается древняя история. Начало новой (современной) истории связано с возникновением индивидуального самосознания (разума).

2. Ступени развития человека

Указанным историческим этапам становления человечества соответствуют ступени развития человека (закон рекапитуляции).
1.2. «Младенчество» -- первоначальная взаимосуггестия (взаимоприручение) -- формирование диады-симбиоза «мать-младенец» https://olegwhite.livejournal.com/8315.html.
2.2. «Детство» начинается с того, что младенец включает в круг своего внимания других членов семьи, требует от них ответное суггестивное действие (интеракцию по Э.Берну), осваивает семейное пространство. Важнейшее условие развития ребёнка состоит в том, чтобы старшие однозначно следовали определённому семейному укладу жизни (как в тотемном племени). Тогда он легко и прочно научается выполнять табу-требования «нельзя», «можно», «должно». Разнобой требований старших психологически травмирует ребёнка, ограничивает возможности его развития.
3.2. «Отрочество» (старшее детство) характеризуется выходом ребёнка за семейный круг (двор, школа, специальные занятия и прочее). Усложняющийся суггестивный инструментарий обеспечивает разнообразное общение и освоение разного рода трудовых навыков. В условиях богатой культурной среды отрок имеет все шансы найти интересные занятия и достичь в них высокого уровня мастерства (успешная социализация).
4.2. «Юность» начинается с попыток отрока осознать себя в контексте жизненных обстоятельств. (До сих пор отроку не приходило в голову делать это. Он, как говорят, был юридически несостоятелен, безответственен, не мог отвечать за последствия своих поступков). Начинающий свои жизненные поиски юноша («подросток») стремится обрести «правильные» взрослые привычки, навыки и знания, избавиться от наивных детских представлений и поведенческих стереотипов. Этот процесс «переделки себя» противоречив и конфликтен. По мере наработки «взрослых» инструментов самоорганизации действия «юноши» упорядочиваются.
5.2. «Зрелость» -- высшая ступень развития человека. По мнению авторитетных психологов (А.Маслоу, Э.Берн, Д.А.Леонтьев) эта ступень развития достигается в современном обществе чрезвычайно редко. У зрелого человека разумные способы самоорганизации решительно доминируют над методами организации внутреннего и внешнего мира, которые использует сегодняшний «средний инфантильный» человек. Зрелый человек самостоятельно (на основе глубоких знаний) оценивает себя и окружающий мир. Он соразмерен проблемам современности и способен влиять на их разрешение.

*** Выделенные жирным названия возрастов закавычены, поскольку обозначают «психологический возраст» человека, который определяется по доминирующему способу организации деятельности.

3. Педагогика в 20-м веке

Я.А.Коменский (1592 - 1670 г.г.) сделал педагогику самостоятельной отраслью знания. И.Г.Песталоцци (1746 - 1827 г.г.) внёс с педагогику идею всеобщего образования и явился первым теоретиком и первым практиком народной школы. К.Д.Ушинский (1823-1870 гг.) систематически развил эти и другие основополагающие и актуальные сегодня положения научной педагогики (такие, например, как «природосообразность» и «приоритет родного языка»), создал стройную целостную систему педагогического знания, которая дала мощный практический импульс становлению народной школы в России. До 1917 г. его учебная книга русской начальной школы «Родное слово» была издана 147 раз, а фундаментальное исследование «Педагогическая антропология» -- 13 раз.

Творческое наследие Ушинского ещё только предстоит по-настоящему изучить и использовать. «Он сделал русскую педагогику наукой, русское образование - общественным делом, педагогическую деятельность в России - гражданским поприщем... Мы медленно, трудно, но все же входим в полосу социальной, умственной и духовной зрелости, наступает время Ушинского.» (Э.Д.Днепров).

Многие у нас ностальгически вспоминают «лучшую в мире» советскую систему образования. Они не знают что наша школа в значительной мере строилась по образцу западных национальных образовательных систем. (Сегодня результаты работы «ихних» школ ужасают специалистов и «ихних» родителей). В нашей школе слишком мало было от Ушинского. Воспитанные ей поколения не смогли разобраться в реалиях 60-80 годов и противостоять негативным перестроечным изменениям.

4. Педагогика самоорганизации детско-взрослого коллектива

В создании начальной народной школы Ушинский видел центральную социально-педагогическую задачу эпохи. «Прежде, чем учреждать народные школы, следовало выработать до ясности понятие о том, чем должна быть народная школа, и выработать не одному человеку, не в кабинете только, не на бумаге, но целому обществу педагогов, в столкновениях и борьбе мнений, в практических попытках провести свою идею в жизнь». Именно так, посредством «умственного движения в педагогическом мире», получила свое утверждение в Швейцарии идея Песталоцци о цели первоначального обучения. «Как ни проста нам кажется эта идея теперь... она была великим открытием Песталоцци». «Цель народной школы состоит не в том, чтобы внести в головы детей известное количество определенных знаний, которые они потом позабудут,.. но в том, чтобы школьным занятием развить способности детей, естественным путем раскрыть в них разумный взгляд на окружающую их природу и общественные отношения и сделать их способными к самостоятельной разумной жизни и деятельности». «Всей многострадальной жизни этого великого до безумия энтузиаста воспитания (Песталоцци) едва стало на то, чтобы ввести эту идею в число немногих живых и деятельных идей, двигающих человечество».

Учителя были главной движущей силой создания народного образования во 2-ой половине 19-го -- начале 20-го века. Сегодня иные условия: грамотное взрослое население и доступные источники знаний. Поэтому непосредственное участие родителей (прежде всего возникшего слоя «компетентных родителей») абсолютно необходимо в современном огромном поле «умственного движения в педагогическом мире».

Н.И.Пирогов «первый у нас взглянул на дело воспитания с философской точки зрения и увидел в нем не вопрос школьной дисциплины, дидактики или правил физического воспитания, но глубочайший вопрос человеческого духа -"вопрос жизни"»... «Главным предметом в общем гуманном образовании современного человека должны стать вовсе не классические языки, а родной язык и родная литература... За изучением родного слова мы ставим изучение других предметов, непосредственно раскрывающих человека и природу, а именно историю, географию, математику, естественные науки; за этим помещаем изучение новейших иностранных языков».

Во времена Ушинского нормой была многодетная семья. Отсутствовал вопрос специального дошкольного воспитания. Сейчас многие специалисты считают, что условия в обеспеченной многодетной семье хороши для развития ребёнка. В ней ребёнок активно участвует в «общем деле» вместе с детьми разного возраста и благожелательными взрослыми с разными интересами.

Цель начальной школы, как указано выше, состоит в том, чтобы помочь «отроку» освоить инструментарий самостоятельной деятельности -- познавательной и предметно-производящей. «Свободная, излюбленная деятельность одна способна удовлетворить требованию души человеческой и дать ей тот мир, которого она так жадно ищет».

Ушинский не уставал повторять, что развивается человек деятельный. Яркие образцы творческой развивающей деятельности (коллективной и индивидуальной) дали А.С.Макаренко и его воспитанник С.А.Калабалин. В свою очередь воспитанник Калабалина В.И.Слободчиков теоретически обосновал преимущества развития детей и молодых людей в разновозрастном самоорганизованном детско-взрослом коллективе.

М.А.Балабан разработал проект перехода от сегодняшней принудительной классо-урочной школы к студийной самоорганизованной школе («школа-парк»), из замкнутого в открытое образовательное пространство https://www.schoolaspark.com/miloslav-balaban.

Я в статье «ИНАЯ ШКОЛА» провёл сравнительный анализ основных параметров сегодняшней принудительной школы и той школы, которая, согласно рассмотренному материалу, способствует развитию детей https://ecce-homo-ru.livejournal.com/20845.html.

**** Цитаты Ушинского (курсив) взяты из книги Э.Д.Днепрова «Ушинский и современность», 2008 г. http://old.gnpbu.ru/downloads/free_books/Ushinskiy_and_contemporaneity.pdf.
Previous post Next post
Up