Нужно, наверное, рассказать о том, с чего начинается каждое наше занятие. А начинается все с энергетического массажа. В свое время я вычитала его у Андреева (школа Сатори), много раз пробовала его на себе и даже на Таюшке, и уж не знаю, то ли у нас с ней просто сильные иммунитеты, то ли массаж и правда работает, но болеем мы ооочень редко (ттт!) Смысл энергетического массажа в активации особых зон, расположенных на лице и голове, которые отвечают за энергию организма, его сопротивляемость, увеличение мозговой активности и силу.
Как и любой массаж его начинают с активации рук. Руки нужно разбудить. Сделать это очень просто - надо потереть их хорошенько) в идеале растирается каждый пальчик, но для целей занятия подходит и экспресс-вариант, когда мы просто трем ладошки, пока они не станут горячими.
Следом - шар энергии. Взрослые, конечно, могут визуализировать высокие материи, наполняя свой шар разными умными штуками, мы с детишками обычно складываем в него то хорошее, что считаем нужным: романтичное - "мамино сердце", практичное - печеньки и вода, по интересам - драконы и черепашки нинзя.
Далее - собственно энергетические точки: крылья носа, надбровные дуги, мочки ушей и - просто гладим по голове, думая, какие мы молодцы, что справились с зарядкой :)
Следующий этап каждого занятия - правополушарная разминка. Я ввела ее сразу, так как развивая через логику у детей прежде всего связи в левом полушарии, считаю очень важным сохранить их изначальную правополушарность. К тому же эти упражнения полезны и для развития межполушарных связей. Да и в нейробике встречается нечто похожее. Упражнения эти достаточно простые, но их прелесть в том, что наращивать скорость в них можно до бесконечности. А вот это уже - серьезное усложнение для большинства детишек. На вырост. И тем - славно.
Список этих упражнений в первом полугодии у нас был стандартен: гриб-поляна, фигушки, генерал, живот-голова, цепочка.
Во втором полугодии, дабы добавить интереса, я стала вводить смешные моменты, вроде: одной ногой качаем, другой топаем; одну руку на плечо соседу, другую - на пояс; все перечисленное + скосить глаза на переносице (тут, конечно, смешно всем, однако из 29 человек сегодня глаза скосила только Полина).
Наконец главный этап - наши игры.
В этот раз мы делали все "невозможное".
Поиграли в "невозможное" число. Первой группе задание не говорить конкретное число, перебрасывая мяч, далось легко, второй группе - очень трудно, третья увлеклась и в-конечном итоге, из игры вышли те, кто считать умеет (но невнимательно слушал), а выиграл тот, кто считать только начинает. Вот она случайность.
Далее - уж раз в руках у нас был мяч - продолжили играть с ним в съедобное-несъедобное. Интересны варианты, которые предлагают дети. Какие-то совсем незамысловатые, какие-то с фантазией.
И наконец - невозможный лист. Я хранила это задание как священную драгоценность, смакуя внутри его красоту и замысел...
Но... Оказалось, что красота, очевидная взрослым, не всегда очевидна детям...
Да, детишкам было интересно вырезать (они всегда с радостью делают что-то руками), но видно было, что для них это - непонятная абстракция, не имеющая приложения к реальности... Ну разве что поспорить с папой на 500 эскимо, что он так не сможет.
Поэтому со второй группой я немного изменила тактику и, показав лист, перебирала вместе с детьми варианты получения такого результата. И мы пробовали все, что они предлагали. И ничего не получалось)). Вот тогда ценность отгадки стала зримее!
Жаль только, что Даня, сказав после занятия маме: мам, а спорим, ты такой лист не сделаешь? Услышал в ответ: пошли уже! Потом покажешь свой лист!
Видеть, как гаснет огонек в детских глазах всегда грустно...
В третьей группе тоже прониклись идеей листа. Вот только для меня оказалось странным, что старался даже обычно рассеянный Никита, а явно сообразительная Полина заняла позицию "сделайте за меня".
Отдельной строкой хотелось сказать о мамах. Я бесконечно благодарна мамам, которые подходят, спрашивают, уточняют, предлагают, не соглашаются. Эти беседы дают очень много.
Вот, к примеру, мама Оли спросила в тот раз: какое число на числовой прямой самое маленькое? 0 или 1?
Пожалуй, с точки зрения чистой математики тут можно развернуть спор на диссертацию! Но для меня прелесть таких вопросов в том, что оба ответа будут правильными. Главное - чтобы ребенок мог объяснить свою позицию.
Или вопрос о зеркальном отражении. На рисунке в тетради с заданиями нарисованы дети. Кто-то из них смотрит влево, кто-то - вправо. Нужно определить: кто куда? Но вот вопрос: право - относительно нас или относительно самих нарисованных детей? :)
Кто бы как ответил?
Но особенно я люблю разговоры с мамой Андрея. Она всегда затрагивает такие глубокие вопросы...
Если ребенок все знает, но не стремиться демонстрировать свои знания - это хорошо или плохо? Для меня - это изумительно! Явное свидетельство самодостаточности и уверенности в себе. Но с точки зрения традиционной школы.... Чем чревата такая позиция для ребенка? Не будет от он серой мышкой, незамеченной педагогически близоруким учителем? Как знать?
Ведь те, кто тянет руку, проявляет инициативу, заявляет о себе - как правило, имеют в наших школах больше шансов на благосклонность среднего учителя...
Но тут встает еще несколько более серьезных вопросов:
1) мы готовим детей к школе или к жизни?
2) не тешим ли мы себя иллюзией, что можем как-то изменить данную нам Богом чудесную личность нашего ребенка? Сделать ее (конечно, в самых лучших побуждениях) ярче (чем кто?), сильнее (где шкала силы?), "готовее к жизни"?
... Тут у каждого будут свои ответы.