Давайте представим, что есть у нас деревня, которой нужна соль. Своей нет, поэтому приходится покупать у городского торговца за приличные деньги - 100 рублей за ведро. Сколько она обходится самому торговцу - неважно. И вот однажды один из жителей, ломая себе для садовой дорожки камни в близлежащей горе, натыкается на пласт соли.
Как поступит русский "дурак"? Пойдет расскажет односельчанам о находке, и теперь у них будет вдоволь столь нужной им соли: просто изредка несколько мужиков будут ходить и добывать сколько нужно, за что им будут платить небольшие деньги. Просто за работу.
Как поступит "умный" либерал?
Прикроет находку землей, и скрытно (коммерческая же тайна!!!) по ночам станет добывать соль. Потом на базаре начнет ею торговать по 95, всем говоря, что начал свое дело для пользы жителей деревни. Городской торговец тоже может снизить цены, а если он этого объективно сделать не может, то просто перестанет приезжать в эту деревню. Если же будет упорствовать, то наш "герой" может как-нибудь встретить того на дороге и разъяснить, что если еще раз его в этих краях увидит, все кости переломает. Потом на базаре будет громогласно возмущаться "городскими подонками", которые чуть не оставили деревню без соли. И по случаю "дефицита" поставит цену - 110 рублей. И все будут ему ноги целовать.
Наш солевой предприниматель, безусловно, захочет сохранить столь прибыльный и престижный бизнес. Во-первых, он постарается как можно дольше держать в тайне свою соляную копь. Во-вторых, постарается записать ее себе в частную собственность, чтобы эта соль стала всеми считаться его личной. В-третьих, постарается всем промыть мозги, чтобы не возмущались. Для этого наймет какого-нибудь грамотного сына местного священника и поручит ему написать наукообразную книгу, где будет убедительно доказана неприкосновенность частной собственности и всем будет внушаться мысль, что без такого частного предпринимательства деревня до сих пор не имела бы соли, и что если что-то пытаться изменить, то сразу же все развалится и деревня опять останется без соли. Потому что на предпринимателях "всё держится".
Если отвлечься на секунду от нашей истории про соль, то тезис о том, что предприниматель является основой экономики - это базовое заклинание господствующей ныне экономической теории неолиберализма. Но давайте всё же приглядимся к феномену предпринимательства поближе… В принципе, да, предприниматель энергичен и наделен творческими способностями, что позволяет ему находить возможности получать прибыль, одновременно придавая экономике динамизм и делая ее более инновационной.
Вот, допустим, есть у нас 2 земледельца, оба выращивающих пшеницу, только один наделен предпринимательской жилкой, а другой нет. Предположим, в этом году на рынке много пшеницы, но не хватает ячменя, и цена последнего становится немного выше цены пшеницы. Один из наших землепашцев продолжает по привычке сеять пшеницу, а вот предприниматель в ожидании повышенной прибыли переключается на ячмень. На следующий год на рынке уже больше ячменя: недостаток восполнен, цены выравниваются. Хорошо? Да, неплохо. Но представим, что случилось бы, если бы все стали предпринимателями? Цена ячменя чуть выше, и все на следующий год сажают только его. В итоге всё завалено ячменем и нет пшеницы. Соответственно, цена на последнюю резко подскакивает. Все бросаются сеять пшеницу, и еще через год уже всё завалено хлебом, но нет ячменя… И так без конца.
Предприниматель - важный, но вовсе не основной элемент в экономике.
Он как перчинка в супе. Без перца можно обойтись, но если насыпать его в кастрюлю лопатой, есть станет невозможно.
Возвращаемся, однако, к нашему солевому магнату. Как называется обман с целью отъема денег у людей? Правильно - мошенничество. Ориентированное на максимизацию прибыли сознание вынуждено прибегать к обману, тем самым отделяя себя от других людей и криминализируясь. Обман другого - это насилие над ним. Сознание обманщика таким образом ожесточается.
Вот так торговые города захлестнула волна индивидуализма, затем протестантизма, затем капитализма… Империализм и фашизм добавились чуть позже.
Надо максимизировать свою прибыль и залезть как можно выше на денежную пирамиду. У индивида остается всего лишь 2 чувства: желание забраться еще выше, т.е. жадность, и нежелание упасть, т.е. страх. Страх и жадность, риск и доходность…
Абсолютно к тем же духовным результатам приводит и навязанная людям "культура" ускоренного потребления: для достижения максимальных продаж в людях стимулируется жадность (желание заполучить еще больше еще более дорогих вещей), зависть (беспокойство от отсутствия вещи, которой обладают другие, пусть даже эти "другие" живут лишь на экране телевизора) и страх (боязнь не успеть, недополучить все эти "ограниченные серии, эксклюзивные издания, ограниченные предложения и акции, которые действую лишь до х числа").
Бесчеловечность капиталистической системы хозяйствования обусловлена еще и тем, что ее субъектами выступают не люди, а бездушные абстракции - корпорации. И эти корпорации действуют по правилу максимизации прибыли, а вовсе не удовлетворения потребностей людей. Человек для них - либо составная часть издержек производства, либо потребитель-источник денег. Для чего нужна компания? Дать работу людям, объединить их усилия для создания сложных продуктов. Именно работа и создание продукта и есть, по идее, суть деятельности корпорации. Но только не капиталистической.
"«В долгосрочной перспективе банкротство окажет благоприятное воздействие как на GM, так и на всю мировую автоиндустрию, - сказал РБК daily эксперт Лондонской школы экономики Том Кирхмайер. - GM сможет существенно снизить финансовые расходы на пенсионные выплаты бывшим сотрудникам, а также избавиться от лишних производственных мощностей». Эксперт Института транспорта при Мичиганском университете Брюс Белзовски отметил, что план по реструктуризации оптимизирует производство концерна и повысит его конкурентоспособность". Смотрите, в царстве капитализма благоприятным воздействием названо лишение бывших сотрудников пенсий (а зачем? отработанный материал). Оказывается, это повысит конкурентоспособность компании. Только зачем нам такая корпорация, если люди выброшены на улицы? Что важнее: человек или корпорация? Ответ у капитализма один: важнее то, что приносит прибыль. Если люди этому мешают, тем хуже для людей. Один наш отечественный передовик капиталистического труда, по совместительству бывший руководитель рабочей группы Российского союза промышленников и предпринимателей по развитию пенсионных систем, как-то сказал: "Социальные обязательства убивают бизнес". Трудно поспорить. Этих жалких людишек ведь еще кормить надо и зарплаты платить… И пенсии.
Капиталистическая экономика требует постоянного роста прибыли. Ее добиваются поддержанием дефицита, максимизацией обмана, расширением круга потребителей и навязывания им перепотребления. Капиталисты как демоны всё усиливают насилие и всё расширяют круг своих денежных рабов.