"Иерархия - (от греч. hieros священный, arche власть)
расположение частей или элементов целого в порядке от низшего к высшему,
с возрастающим значением и уменьшающимся числом членов"
философская энциклопедия
В том, что мы унаследовали от обезьян "стайную" иерархическую власть нет ничего удивительного. Удивительно то, что мы не заметили и продолжаем не замечать того, что мы же лишили ее всякого смысла!
Смысл иерархии собственно в "порядке от низшего к высшему, с возрастающим значением". А посмотрите, что стало даже с таким элементарным понятием как "элита". Вместо прежнего естественного смысла - лучшие, отборные семена, растения, животные или люди, в отношении как раз людей появился и теперь "является преобладающим" так называемый "альтиметрический подход" (от лат. altus высоко). То есть простая констатация самого факта принадлежности к высшим слоям общества. Термин "элита" откровенно используется в качестве самоназвания верхней части социума. Полагаю, всем знакомы и другие, не менее потешные, варианты самоназваний - "креативный класс", "ум, честь и совесть…"
Не будет большим преувеличением сказать, что сегодняшние "лучшие люди общества" вобрали в себя все самые скверные пороки и извращения современного мира. Для этого слоя циничность, измена, скандал, достижение славы любой ценой - обычная норма жизни. На этом фоне уже не кажутся чем-то несообразным такие сочетания, как "элитная проститутка", "элита преступного мира" и т.п.
Если среди теоретических принципов организации власти попытаться подобрать наиболее подходящий для характеристики власти стаи обезьян, то таким очевидно будет "меритократия" - власть, основанная на заслугах и достоинствах. Ведь там нельзя получить власть ни по наследству, ни за деньги. Как ни смешно, естественная для обезьян, такая власть - недостижимая мечта современных политологов.
Иерархия в стае обезьян имеет глубокий приспособительный смысл. Ее смысл в том, что лидерство попадает к наиболее опытным членам группы, и таким образом решаются важнейшие задачи любой популяции - выживание, поддержание биологического качества и качественный рост. Большинство же человеческих популяций, при наличествующей в них "альтиметрической" иерархии, а говоря без эвфемизмов - иерархии без заслуг, в настоящее время находятся в состоянии падения качества - и физического, и интеллектуального.
Сама по себе стайная организация не так уж и плоха. Но у нее есть своя ахиллесова пята - размер стаи. Любое сообщество большого размера можно построить только на символьно-информационных связях, как показывает пример муравейника. Но такие связи отрывают иерархический статус от реальных физических свойств - достоинств и недостатков - его носителя. Стайная организация не так плохо работает в небольших сообществах древности, небольших общинах или современных сохранившихся племенах аборигенов, где в основном все друг друга знают не по наслышке. В сообществах же размером большим, чем древний полис, иерархия доминантных свойств быстро превращается в иерархию символов-титулов или символов-должностей.
Прямым теоретическим следствием этого, к сожалению более чем убедительно подтвержденным практикой, становится возможность занять место в иерархии, вплоть до высшего, любому ничтожеству - болвану, маньяку, алкашу. Не говоря уж о недоросле или немощном старце, что, как очевидно, ни в какой стае обезьян и представить себе невозможно.
Попытки противостоять дебилизации иерархии при помощи аристократических правил типа наследования приводят скорее к обратному эффекту и, как следствие, решительному отказу от их применения. Зато другой, ничуть не лучше проявивший себя на практике, способ противиться деградации - выборность, становится безальтернативным. И эта безальтернативность, пожалуй, единственное, что мешает и его отправить на свалку истории, побуждает людей изо всех сил держаться за миф выборной демократии.
На примере муравейника было видно, что связи в сообществе осуществляются по двум каналам - пищевому и сигнальному. Пищевой канал в человеческом сообществе становится товарно-ресурсным. При этом постепенно, также как и сигнальная иерархия - иерархия начальников, отдающих команды, товарно-ресурсная иерархия или по-другому иерархия собственности замещается сначала символьной формой - золотом, а затем знаковой - денежными знаками. Таким образом она также, как и сигнальная иерархия, полностью отрывается от физического своего смысла - распределять питание и ресурсы. Вместо этого, пользуясь обладанием ресурсом, как средством влияния, она начинает подменять иерархию, отдающую команды, становится сначала ее дублером, а затем, с развитием товарно-денежных отношений, явным фаворитом властно-иерархических связей. Но не отдавая прямых команд, она остается при этом вроде как и незаметной.
Иерархия доминантных свойств - иерархия титулов и должностей - иерархия количества денежных знаков - таков закономерный итог эволюции человеческой стаи. Закономерный, конечно, только в условиях отсутствия рационального знания в науках об обществе и его организации. Можно назвать этот процесс сменой общественно-экономических формаций: от античной, через феодальную, к капиталистической. Только в таком ракурсе как-то не похоже это на восходящие ступени исторического развития. Более того, с точки зрения организационной, эволюция стайного устройства власти дошла до логического конца. Разве что остаточная реальность денежных знаков окончательно будет заменена виртуальностью "электронных" денег. Понятно, однако, что это уже не принципиально. И ясно видно, что никаких ступенек впереди уже нет - ни вниз, ни вверх. Это тупик и никакого исторически неизбежного восхождения в "царство свободы" не предвидится. На этом пути - на пути эволюции "стайной" власти. Но вот сумеем ли перейти на другой путь и подняться до "муравьиной" власти специализации и сочленения? Разум человека и его способность к познанию вроде бы позволяют заменить организационный разум природы на свой собственный - но успехов пока не видно!
** все статьи сериала
"Власть"