Леша Игнатьев опять взывает к моему уральскому (под)сознанию. Новое письмо: "...смотрел фотки и вспомнил, что летом был я на уральском Севере, в славном городке Карпинске. Когда-то там кипела жизнь, ходили поезда. А теперь все захирело, заросло травой. Я там на бегу увидал церквушку издали..."
Церковь - можно ли представить себе что-либо изящнее и наряднее. Но тоже, как и все вокруг, захирела, заросла травой.
Я никогда не была в Карпинске. Название, конечно, слышала. Когда живешь на Урале, все города, что вокруг тебя, на слуху.
Карпинск находится в 450 км к северу от Екатеринбурга.
Если мой Каменск появился на карте России благодаря железной руде, то Карпинск возник в 1759 году, потому что там обнаружили залежи медной руды. Уральский купец Максим Походяшин распорядился построить поблизости от медных рудников медеплавильный завод, а при заводе - поселок и собор. Двухпрестольный собор заложили в 1767 году. Нижний его придел был центральный, его освятили в 1771 году в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Отсюда краткое название храма - Введенский. Верхний придел освятили в 1776 году, во имя Иоанна Богослова. Отсюда старое название поселка, а потом города - Богословск.
В середине 19 века во Введенском соборе служил священником отец изобретателя радио Александра Попова - Стефан Попов.
Ну а после 1917 года - обычная история. Собор превратили в тюрьму, где содержали пленных солдат и офицеров Белой армии, возле возле стен снаружи их расстреливали. При советской власти 57-метровую колокольню снесли, в нижнем приделе разместили тракторный гараж, после него сельский клуб. Потом совсем забросили. В 2001 году начали восстанавливать. Но, судя по фотографии, за семь лет работа не сильно продвинулась.
Фото Леши Игнатьева