Зарождение индивидуализма

Oct 13, 2017 12:50

Давайте подойдем к зеркалу и посмотрим на себя. Каждый из нас генетически представляет собой всего лишь набор 50/50 от отца и матери. Каждый человек - это физическое воплощение любви родителей, семьи, каждый из нас - это наши родители в одном теле. Ничего СВОЕГО в нас нет. А еще мы, по сути, являемся четырьмя четвертинками от наших дедушек и бабушек и т.д. Наши предки живут в нас, мы будем жить в наших потомках ВЕЧНО (если сами не оборвем эту цепочку). Мы - лишь срез в линии жизни нашего рода, народа и всего человечества. Это налагает на нас колоссальную ответственность, но и дает огромные преимущества. Мы не одни.

Издревле человек ощущал себя частью чего-то большего: стаи, семьи, рода, племени, города, нации. Позже добавилась самоидентификация с профессиональной цеховой гильдией, религиозной общиной. Человек - часть некоей целостности, в которую он погружен и чувствует себя причастным к чему-то великому, ощущает поддержку, заботу и комфорт. Где бы ты ни был, ты ощущаешь, что ты не одинок, что рядом СВОИ. Но также ты понимаешь, что раз ты являешься частью чего-то большего, то и отвечаешь своими личными поступками за это "большее". Приходится соизмерять свои прихоти и страсти с нуждами общности людей, к которой ты принадлежишь. Нас как бы связывают СЕМЕЙНЫЕ УЗЫ. Общество заботится о тебе, но и ты должен заботиться об обществе.

Но со временем, особенно в городах, стали появляться люди с самоощущением ИНДИВИДА. Такой человек-атом интеллектуален, профессионален и сам зарабатывает себе на жизнь. Он ощущает себя лучше, выше других людей в общине, и не может понять, зачем ему вся эта ответственность за "глупых слабаков"? Узы для него становятся невыносимыми цепями, причастности он не ощущает и комфорта не испытывает. Ему кажется, что ОБЩЕСТВО ОГРАНИЧИВАЕТ ЕГО СВОБОДУ. Каждый должен быть сам за себя - вот его справедливость! "Как только человек признал неравенство, он автоматически признал, что есть кто-то ниже него, но есть кто-то и выше. Если выживает сильнейший, то возникает вопрос - кто тут сильнейший? Целью существования становится попытка забраться как можно выше в воображаемой лестнице, получить большую власть. Возникает проблема сверхчеловека, желание быть на самом верху и иметь бесконечную власть над миром". Сначала такие индивиды маскируются и прячутся, но со временем уже не стесняются высказывать свои взгляды открыто. И находят понимание среди окружающих. Появляется все больше "белокурых бестий" и подражателей…

Такое мироощущение широко охватывает обычно общества с достатком. В нужде люди стараются держаться группами, коллективно решать проблемы и вместе встречать невзгоды. Такая кооперация рано или поздно приводит к развитию, прогрессу и достатку. И вот на этапе достатка у новых поколений, которые с рождения видели только благополучие, возникает иллюзия, что стеснять себя кооперацией просто глупо. Как ничем не связанный "свободный" индивид он "может достичь большего" для СЕБЯ. "Он силен, т.к. ничем не скован и не ограничен... Он сам себе закон и мораль". И он может только разрушать, и начинает он свой путь разрушения с ликвидации "общественных уз". Под флагом борьбы за свободу, разумеется.

Сначала удар наносится по профессиональным гильдиям и религиозным общинам. Наступает Ренессанс и Реформация. Далее идет обособление от человечества под знаменами национализма, от рода и семьи под лозунгами борьбы за права человека. Ура, мы теперь совершенно свободны!

Оказывается, мы - индивиды, свободные (в первую очередь, в своих прихотях) и независимые (в первую очередь, от ответственности) песчинки человечества, все в мире только для нас одних, и мы одни этого достойны. Каждый сам за себя, и это высшая справедливость. Мы стоим один на один с бесконечным сложным миром, заполненным такими же, как мы, индивидами-эгоистами. "Своих" больше не осталось, есть только частная кооперация эгоистов ради достижения своекорыстной цели.

Да, настоящие бестии (весьма малочисленные, кстати) получают долгожданную свободу и наслаждаются ею, обретя возможность доминировать над остальными. Но разрыв уз коснулся ведь абсолютно всех, в том числе и людей, звериные повадки в которых не столь ярко выражены. И им становится страшно, от этого одиночества им жутко. Начинается массовое "бегство от свободы".

Осознав себя индивидом-атомом, человек инстинктивно стремится вновь обрести ощущение некоей целостности, почувствовать себя частью чего-то большего. И начинают, как на дрожжах, плодиться секты, клубы и массовые движения коммунистов и фашистов. О, вы разве никогда не ощущали радость маршировать строем? А как заразительна толпа на дискотеке или в кино? А сколько людей стало "фанатами" спортивных зрелищ и ходит туда исключительно для того, чтобы еще раз глотнуть ощущения величия, прикоснуться к чему-то большему? И сколько людей сутками просиживают перед телевизорами для того, чтобы почувствовать иллюзию своей причастности к жизни "звезд" и героев сериалов?

Звериное понимание свободы как полной вседозволенности обернулось порабощением людей, которых уже некому защитить от толпы. Некому, кроме самих себя. Начинается новый диалектический виток.

В принципе, можно посмотреть на проблему и под другим углом. Выше мы рассмотрели появление индивидуализма "снизу", но еще раньше он проявляется в "верхах".

Ведь государство (как оно должно быть) - это структура, выполняющая функции концентрации усилий всех членов общества на решении задач, приносящих опосредованную пользу ВСЕМ, и где всегда возникает проблема "отлынивания" части сообщества, что несправедливо перераспределяет тяжесть выполнения общего проекта на оставшихся участников.

Я специально оговорился, что государство таким ДОЛЖНО быть. Почему же оно перерождается в нечто иное? Ну, в разные эпохи популярны различные однобокие наукообразные теории, под которые система государственного управления и подгоняется, но есть еще и более общий принцип неуравновешенности: вера, власть и трансформация веры среди управленцев.

Все дело в функциях координатора общих проектов.

В маленьком сообществе функции координатора таких усилий выполняются на общественных началах, т.е. в свободное время. С увеличением размера и сложности нашего государства требуются уже специальные люди, имеющие серьезные навыки и знания в области управления и функционирования сложных инженерных систем. Т.е. такие люди уже все время работают в области решения общих проблем, и общество берет на себя нагрузку по их содержанию.

Решение о необходимости неких работ и их координации решает вся община сообща, управленца выбирают из самых способных и все вместе его содержат и договариваются между собой исполнять его распоряжения и рекомендации (ведь для того и была учреждена его должность). Управленец - часть целого, общины, и чувствует себя ответственным за всеобщее благополучие. Власть же представляет собой общее решение - народовластие.

Управленец - часть целого, но при этом поставлен вроде бы как НАД этим целым. Самое интересное, что довольно быстро он теряет ощущение необходимости "держаться группами, коллективно решать проблемы и вместе встречать невзгоды", ведь эти невзгоды как бы обходят его стороной: его содержит община, и в любом случае он получает свое содержание. Как мы говорили, появляется самоощущение индивида.

Управленец-индивид мыслит себя невероятной "звездой", его просто распирает от собственной значимости и образованности, он начинает смотреть сверху вниз на своих сородичей, усилиями которых он и стал таким знающим и незаменимым. К этому добавляется еще и агрессивная самоуверенность профессиональных военных, которых община содержит для самозащиты. Потеря веры, трансформация людей в индивидов очень быстро приводит к тому, что союз знаний координатора и силы защитника приводит к перевороту: теперь уже они осуществляют власть, а община у них в подчинении и ОБЯЗАНА их содержать. Со всеми их прихотями, которых индивид "достоин". Община со временем разбивается на классы, которые уже вообще не помнят родства, и появляется то уродство, которое описано теориями Гоббса и Маркса…

История, Чиновники, Религия, Государство, Идеология

Previous post Next post
Up