Как рассказывалось раньше, все православные праздники - это соединённые воедино христианские и языческие традиции. И все эти праздники возникли на Руси в XVIII веке, когда с начавшимся широким распространением христианства местный люд попытались отучить от старых языческих обрядов и приобщить к новой вере. Именно тогда церковь смягчила нравы и стала каждому языческому празднику давать новые, христианские значения. Также христианским святым были приписаны привычные для русичей признаки языческих богов. Так например «Коляда» - древний праздник зимнего солнцестояния - постепенно превратился в рождество Христово. «Купайло» - летнее солнцестояние - переименовали в праздник Иоанна Крестителя, которого в народе до сих пор называют Иваном Купалой. Перунов день трансформировался в Ильин день. Великдень - языческий Новый Год - в Пасху. А завершение полевых работ и начало урожайной осени, а позже кое-где так и вообще разгром орд самих славянских язычников - Покровом Пресвятой Богородицы. Вот и празднование Богоявления / Крещения Господня когда-то давно называлось Водокрещами (Водокрестом). [Краткая история Богоявления / Водокреса]
Обычай праздновать освящение воды также существовал у наших предков задолго до принятия христианства. По мнению историков, его отмечали в VI-X веках, когда на Руси было ещё широко распространено язычество. В православной традиции Водокрес совпадает с Крещением Господним в реке Иерусалим (Иордан), а у большинства европейских народов - с окончанием языческого торжества зимнего солнцестояния. Все славянские народы поклонялись Небесному Огню (Кресу). Рисунками в виде креста они украшали свои дома. А купание в проруби тогда считалось очистительным ритуалом.
В старину, за день до Водокреса, славяне провожали Коляду - Бога Солнца, который возвращался к себе домой «на белых санях». Наиболее значимым был канун Водокреса. Считалось, что в это время у воды во всех источниках появляются удивительные свойства, она делалась светлой и превращалась в целебную, а также была способна уберечь жилище от пожара. Также вечер перед Водокресом считался благоприятным для гаданий и ворожбы: например, девушки гадали на суженых. Ещё устраивали смотрины. В ночь перед праздником было принято просить богов о благоприятной погоде для будущего богатого урожая.
После окончания голодной кутьи (Крещенского вечера) сено, что лежало в течение двух калядных недель, убиралось со стола и относилось скоту, чтобы улучшить и ускорить молоко у коров, а заодно уберечь от ведьминых проказ. Также в некоторых российских губерниях под Рождество и под Крещение жгли навоз посреди двора, "чтоб родители на том свете согревались".
В процессе распространения христианства Христианская церковь целенаправленно приспосабливала языческие практики, наполняя их новым и, с её точки зрения, истинным содержанием. Первый этап адаптации приходится уже на первые века истории христианства, когда церковь заимствовала ряд античных языческих культурных элементов. В дальнейшем при христианизации различных стран и народов данная практика изменялась и при необходимости периодически возобновлялась. Элементы, заимствованные в ранний период, стали частью общехристианской традиции (даты и семантика некоторых праздников, ряд обычаев и культов). Заимствования, осуществлявшиеся в процессе дальнейшей христианизации, пополнили местные христианские традиции.
Христианские храмы часто возводились на месте языческих святилищ. В начале христианской истории языческие храмы обычно предварительно разрушались. С V века начался процесс превращения их в христианские церкви. В ряде случаев прослеживается прямая связь между христианским и языческим посвящением храма.
О замене языческих праздников христианскими более подробно можно почитать в Википедии по этой ссылке.
Великий Водокрес (Водосвятие) у славян: "Этот праздник отмечал завершение дней, отмеченные особым разгулом «нечистой силы». Одновременно, все готовились к защите от возможных бед. Очищение всегда имело характер предосторожности, поэтому Водокрес 19 января нужен был как защита на будущее. Свойства воды сохраняются с 6 часов вечера 18 января до полудня следующего дня." (источник)
Чтобы отметить этот праздник, люди собирались у водоёмов, таких как реки, озёра или колодцы, чтобы провести особые обряды по освящению воды. Ответственными за проведение ритуала часто являлись шаманы, которые произносили особые слова, чтобы наделить воду благословением и целебными свойствами. Одним из основных ритуалов являлось купание в воде. Вера в священный характер воды давала людям надежду очищения тела и души, а также получения благословения и защиту на год вперёд. Этот обряд имел огромное значение для многих славянских народов и был особенно популярным среди молодёжи.
Водосвятие олицетворяет гармоничное соприкосновение человека и природы, позволяя насладиться жизненной красотой и силой; этот праздник служил напоминанием о важности сохранения и уважения к природе, её цикличности и влиянии на нашу жизнь.
* * *
В заключение немного терминологии и обобщающих выводов о т.н. "Народном христианстве":
«Народное христианство» - условное название народной религии (состоящей из этнических и региональных религиозных обычаев под оболочкой религии, но вне официальной доктрины и практики). В социологии народная религия часто противопоставляется элитарной религии, в основе которой лежит соединение разнородных вероучений и культов (синкретическое мировоззрение), сочетающее элементы христианской канонической, апокрифической и фольклорной традиций со словесной и изобразительной. Главными компонентами являются такие понятия, как добро и зло, грех, чудо; они определяют гармонию и равновесие мира, взаимоотношения Создателя с его творениями, социальные нормы. Представления народного христианства имеют тесную связь с народным календарём, народной демонологией, народной медициной и культом предков. (отсюда)
Таким образом, праздник Водосвятия является частью богатого культурного наследия, которое уходит своими корнями в глубину веков - к далёким языческим временам, когда наши прадеды молились и поклонялись совсем другим богам. В связи с этим сама История призывает нас насладиться моментами гармонии, взаимоотношений между человеком и природой, а также стимулирует сохранять и уважать традиции. Ну и, разумеется, беречь то, что является источником всей нашей жизни - воду.