Ещё один православный праздник, "скрещенный" с языческим. Краткая история такова:
По библейской легенде, ветхозаветному пророку Илие были подвластны грозные стихии. Самый конец его жизни окружён атмосферой чуда - в вихре и пламени он живым вознесся на небо.
С приходом на Русь христианства, когда народ пытались отучить от языческих обрядов и приобщить к новой вере, а церковь объявила языческие праздники христианскими (случилось сие в XVIII веке) и придумала им божественное происхождение - пророка Илью наделили приметами одного из самых почитаемых народом богов - Перуна-громовержца. Независимый и могучий Перун повелевал громами и молниями, вихрями и ветрами, дождями. Ему посвящался один из дней недели - четверг. В засуху только Перун мог послать благодатный дождь. Его просили об этом, но часто мольбы оставались тщетными. Кстати, отсюда и пошла шутливая поговорка: "После дождичка в четверг".
В Ильин день не разрешалось купаться и объяснялось это так: Илья-пророк ездит на конях по небу; от быстрого бега в Ильин день одна из лошадей теряет подкову, которая падает в воду и вода сразу становится холодной: ‘Илья-пророк в реках воду мутит’.
Есть ещё одна поговорка: "пророк Илья в воду нассал." Почему он это сделал? [Spoiler (click to open)] Во многих белорусских и прибалтийских сказках наш пророк Илья (он же Перун / Перкунас) вступает в противоборство с нечистью в виде змея: Змей вселяется в лошадей, коров, людей, превращается в камень, дерево, но Илья везде его находит. Тогда змей наконец прячется под воду, и только после этого «громовержец» успокаивается. Помочившись в воду, чтобы змей не смог выплыть, он молвил: «Вот там и сиди!»".
Также считалось, что 2 авгута (по старому календарю) во временном плане соответствует повороту солнца на зиму - дежурному, так сказать, переходу от жизни к смерти в годовом исчислении, к смене сезонов - от теплого буйства к зимнему сну и холоду. От жизни к смерти, ведь не все живые организмы переживут зиму, многие растения и животные погибнут, чтобы следующей весной возродиться снова. И так по кругу, вечный круг рождения и смерти..
Рациональное объяснение запрета на купание таково: к началу августа вода во многих водоемах "зацветает", приобретает затхлый запах, покрывается водорослями, а также заметно остывает (особенно в центральной России), поэтому появляется опасность простудиться и заболеть.
Существует ещё одна версия, связанная с другим праздником - Ивана Купалы. 7 июля наши предки праздновали день Ивана Купалы. Считалось, что в этот день вся нечисть выходила на сушу, а значит начинался купальный сезон. В Ильин же день все русалки, черти, водяные возвращались в воду. Отсюда и запрет на купание - нечисть может утащить под воду. А в воду сцали черти (а не Илья), поэтому осквернённая вода несла в себе болезни: искупаешься - начнёшь покрываться язвами и фурункулами.
А причём тут день ВДВ? Эти два праздника связаны, и десантники считают пророка Илью своим покровителем. А купания в фонтанах.. Думаю, это какая-то мистическая традиция-программа, идущая из глубины веков..