uve

О Чехове и не только_2

Nov 19, 2011 13:09



Выписки:
Петр Вайль, Александр Генис.
Родная Речь. Уроки Изящной Словесности

Будущее у Чехова не продолжение настоящего, и вообще не процесс, а
точка, не эволюционное развитие, а революционное, предполагающее
дискретность времени.


Театр -- искусство настоящего. Все, что происходит на сцене, происходит
в данный момент, на глазах у зрителя - прошлое и будущее вынесено за
скобки.
Но в театре Чехова ничего не происходит: конфликты завязываются, но не
развязываются, судьбы запутываются, но не распутываются. Действие только
притворяется действием, сценический эффект - эффектом, драматургический
конфликт - конфликтом.

Чеховские персонажи живут в полную силу только когда грезят о будущем.

Сад - вершинный образ всего
чеховского творчества

Сад -- это совершенное сообщество, в котором каждое дерево свободно,
каждое растет само по себе, но, не отказываясь от своей индивидуальности,
все деревья вместе составляют единство.
Сад растет в будущее, не отрываясь от своих корней, от почвы. Он
меняется, оставаясь неизменным. Подчиняясь циклическим законам природы,
рождаясь и умирая, он побеждает смерть.
Сад -- это выход из парадоксального мира в мир органичный, переход из
состояния тревожного ожидания, кризисного существования -- в вечный
деятельный покой.
Сад -- синтез умысла и провидения, воли садовника и Божьего промысла,
каприза и судьбы, прошлого и будущего, живого и неживого, прекрасного и
полезного (из вишни, напоминает трезвый автор, можно сварить варенье).
Сад -- прообраз идеального слияния единичного и всеобщего. Если угодно,
чеховский сад -- символ соборности, о которой пророчествовала русская
литература.
Сад -- это универсальный чеховский символ, но сад -- это и тот клочок
сухой крымской земли, который он так терпеливо возделывал...

Те, кто должны
насадить завтрашний сад, вырубают сад сегодняшний.
На этой ноте, полной трагической иронии, Чехов завершил развитие
классической русской литературы.

Чеховский сад еще появится у Маяковского ("Через четыре года здесь
будет город-сад"), его призрак еще возникнет в "Темных аллеях" Бунина, его
даже перенесут в космос ("И на Марсе будут яблони цвести"), о нем в
ностальгической тоске еще вспомнят наши современники (фильм "Мой друг Иван
Лапшин").
Но того -- чеховского -- вишневого сада больше не будет. Его вырубили в
последней пьесе последнего русского классика.

Чехов, цитатник

Previous post Next post
Up