Выписки:
Петр Вайль, Александр Генис. Родная Речь. Уроки Изящной Словесности
Отдельная тема: "Безотцовщина" -- едва ли не единственная чеховская
вещь, в которой явственно влияние в общем-то
нелюбимого им Достоевского
Чехов начинал с большой формы.
Тяга к большой форме во многом и определила его дальнейшее творчество.
Всю свою жизнь Чехов хотел и собирался написать роман.
Ироничный интроверт
Как выразился Михайловский: "Что попадется на глаза, то он изобразит
с одинаковой холодной
кровью".
Должно было пройти десять лет после смерти Чехова, должен был появиться столь самостоятельный ум, как Маяковский, чтобы сказать со свойственной ему бесшабашностью: "Чехов первый понял, что писатель только выгибает искусную вазу,
а влито в нее вино или помои - безразлично".
"Романист тяготеет ко всему, что еще не готово" - М.
Бахтин.
Бахтин: "Одной из основных внутренних тем романа является
именно тема неадекватности герою его судьбы и его положения. Человек или
больше своей судьбы,
или
меньше своей человечности"
рассказ "Ионыч"
виртуозная техника прозаика Чехова
На идею романа работают и эпическое начало -- "Когда в губернском
городе С...", и общая неторопливость тона, заставляющая настраиваться так, будто впереди не восемнадцать, а сотни страниц, и резонерские нравоучительные вставки -- разъяснение после показа - которые можно позволить себе лишь на широком романном пространстве и на которые Чехов с неслучайной щедростью тратит слова. Мастерски использованы мелкие приемы, удлиняющие повествование - например, на трех страницах четырежды упоминается, что между эпизодами прошло четыре года, и обилие повторов едва ли не перемножает в сознании эти четверки, разворачивая долгое временно полотно. Полторы драгоценных страницы размашисто израсходованы на эпилог - не нужный для сюжета и развития характера, все уже закончилось на финальной
по сути фразе "И больше уж он никогда не бывал у Туркиных". Но эпилог - к тому же данный в отличие от всего остального текста не в прошедшем, а в настоящем времени -- тоже удлиняет повествование, приближая его к романной форме, и потому нужен. Хоть и неудачен...
неудачны практически все литературные эпилоги - возможно, это заложено изначально: "эпилог" означает "после слова", а что может быть после слова вообще?
Человек Чехова -- несвершившийся человек.