Недавно в поезде обсуждали плюсы и минусы руководителей «совдеповского» типа. И мне вспомнился один мой знакомый, которого, к сожалению, уже давно нет в живых. Если можно, я про него немножко расскажу.
Товарищ стал начальником еще в старые добрые советские времена. В лихие 90-е параллельно с основной работой основал несколько частных фирм, которые вскорости у него благополучно отжали граждане с более активной жизненной позицией. Вы, наверное, помните, как тогда это происходило. Пара отжатых предприятий благополучно существует и сегодня.
Когда мы с ним познакомились, он был харизматичным дядькой около шестидесяти с хриплым голосом и внешностью Юрия Визбора в роли Мартина Бормана. Работать с ним было одно удовольствие, потому что он всегда был на рабочем месте. А если не на месте, значит в гараже вверенного его руководству государственного учреждения.
Там перманентно ремонтировалась какая-нибудь из его машин, а владелец кружил чёрным коршуном, высматривая, что где плохо лежит. Чтобы унести и у себя дома положить хорошо. Скудное гаражное имущество с тихим писком пряталось, и нашему герою везло нечасто. Но иногда удача улыбалась, и низкий свод оглашался торжествующим криком:
- Ага, неприличная женщина! Я имел честь близко знать Вашу матушку!
(Возможно я цитирую не дословно. Несовершенство памяти и новый закон о блогерах могут что-то исказить. Но общий смысл был примерно такой.)
Для меня всегда было загадкой, зачем небедному человеку весь этот мусор, ржавые гайки, куски ножовочного полотна, треснутые воронки. Подозреваю, что разгадка кроется в особом тайном знании жизни, канувшем вместе с СССР. Эту безобидную, в сущности, привычку даже нельзя назвать воровством. В этом было что-то трогательное. Я взываю к великодушию читателя и прошу сурово не осуждать маленькую слабость пожилого заслуженного человека.
Надо сказать, что наше сотрудничество сложилось не сразу. Впервые я приехал к нему, когда только-только начинал работать. Я был весьма застенчивым юношей, и на хлебосольное предложение выпить ответил отказом. Мол, что Вы - что Вы, я не пью и вообще весь такой правильный. Меня не поняли.
Потом всё наладилось, и Ваш покорный слуга периодически наносил изрядный урон содержимому огромной бутыли самодельной настойки, хранящейся в подсобке при кабинете. Хорошо, что стратегические запасы своевременно пополнялись.
Однажды я приехал в тот город часа в четыре ночи, только добрался до гостиницы, только устроился, попил чайку и лёг спать, как тук-тук-тук в дверь. А шесть утра между прочим.. Открываю, на пороге этот товарищ и смущенно так говорит:
- Ты это… Ты извини, что так рано. Я с дачи ехал, дай, думаю, зайду - поздороваюсь. Дано тебя не видел. У тебя водка есть?
Как известно, часто хорошие люди уходят от нас рано. Моего знакомого не стало. В его кресло сел совсем другой руководитель - дегустация настоек и пиратские рейды в гараже ушли в прошлое. Не стало совещаний, плавно, а иногда и внезапно, перетекавших в посиделки. А вскоре не стало и самого учреждения.
Конечно, прогресс, оптимизация, всё такое - это, наверное, хорошо. Более того, даже неизбежно. И всё таки, мы что-то теряем.