История Борисоглебского военного комиссариата.
Служба, как и работа в органах власти в период революционных событий, была иногда как и опасна, так и не долговременной, по причине не только неизвестности за завтрашний день, так и потому, что в любой день тебя могли обвинить в предательстве. Очень много людей прошло в то время через власть, сделав нужные дела, не оставив после себя буквально дальнейших сведений о своей судьбе. Может быть именно потому и ходит так много неправдоподобного о тех или иных событиях, только потому, что кто-то оказался с более удачливой судьбой, выжил и написал свои воспоминания так, как в то время было нужно.
Один из таких примеров, это история Борисоглебского военкомата, работа которого, как и работа многих органов формирующейся новой власти, иногда длилась для работающего там человека, месяцами, и не дольше.
С открытием архивов, и прочтением многих док., долгое время скрывавших много не нужной информации, заново начинаешь изучать историю.
Когда читаешь, что - первый комиссар, организовывающий подразделение Красной Армии в Борисоглебске был Переведенцев, теперь понимаешь, что было это правдой на самом деле не очень. Как пишет о нем Макшанский: «Тут-то и сказал своё веское слово Никифор Переведенцев, снискавший в последующем в Борисоглебске громкую, но мрачноватую славу. Он не лез в президиумы и не бросался цитатами из классиков, но дело делал. То есть незамедлительно организовал для большевиков поставки оружия прямо с воинских складов. Брал Переведенцев его как через знакомых в родном 6-м кавалерийском полку, так и получал за деньги и "магарычи" от некого фельдфебеля Кухаренко (вороватые прапорщики, видимо, во все времена одинаковы) из 268-го пехотного. Солдаты этого полка ещё летом прославились, кстати, тем, что первыми в гарнизоне в кровь избили своих офицеров. А Переведенцев постепенно взял у большевиков в крепкие унтер-офицерские руки всю область военных вопросов.»
Не мог Переведенцев формировать полки Красной Армии в апреле месяце, как пишет он в своих воспоминаниях. Хотя и был при Исполкоме Военный Комиссариат, но как есть из док., был он на правах партизанщины. Потому как… Не умаляя заслуги Переведенцева, рубаки, командира Кав.Полка, но по прочтении его воспоминаний о тех событиях, находишь, мягко сказать некоторые несоответствия с другими документами, которые так во многом количестве открываются сейчас в делах надолго засекреченных в архивах.
С размещением на сайте
https://gwar.mil.ru/heroes/ док. очень много информации о делах Борисоглебского Военкомата, может быть как раз по тому, что уездный городишко по неволе оказался на границе сражения Красной Армии и Донской Армии.
А вот по настоящему, согласно Декрета Совета Народных Комиссаров от 8-го апреля 1918 года Первыми руководителями Борисоглебского Военного Комиссариата были: Военный Комиссар ЕМЕЛЬЯН ВАСИЛЬЕВИЧ ПОЗДНЯКОВ, и Военный Руководитель НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ ЭВАЛЬД, бывший ротмистр 6-го Запасного Кавалерийского Полка.
Составлена на основании телеграммы Начальника мобчасти Губвоенкомата от 9-го ноября 1920 года за №25574/в.
Доорганизационный период.
Начало существования Борисоглебского Уездного военного Комиссариата берется от фактической его организации, т.е. 15 мая 1918 года, хотя военный Комиссариат как отдел исполкома существовал и ранее, но вся работа его носила неорганизованный, партизанский, так сказать характер.
До 15 мая 1918 года при уездном исполкоме существовали отделы: Военный и участковый.
Функции первого не были обоснованы, а деятельность второго заключалась исключительно в работе по демобилизации солдат старой германской армии. Положение уезда, близость границы области Войска Донского и новый запах красновского казачьего фронта требовали немедленного сформирования хотя бы единицы Красной Армии.
Постановлением исполкома, военному отделу совместно с учетным предложено немедленно начать запись добровольцев и формирования из них отрядов. Надо сказать в этой работе обоих отделов много было паралиссизма, много неясного определения отношений, много неопытных даже малограмотных ответственных работников, но все таки объятые все общим сдвигом революции работали добросовестно, а следовательно и успешно.
Время это можно назвать доорганизационным периодом работы по созданию военных комиссариатов.
2. Организационный период.
Декрет Совета Народных Комиссаров от 8-го апреля 1918 года положил начало организационной работы военных комиссаров.
15 мая 1918 года на пленарном съезде рабочих и крестьян Борисоглебского уезда был заслушан этот декрет и большинством голосов утвержден в должностях первый кадр пролетарских работников. По управлению Делами Комиссариата были созданы малая и большая комиссия, в состав которых вошли тов. Славченко, Попов, Поздняков, Яковлев, Поманцов, Янсон и Дмитриевский.
16 мая 1918 года издается первый приказ Борисоглебского уездного Комиссариата по военным делам, с объявлением списка ответственных работников и положения в волостях, уездных, губернских и окружных Комиссариатах по военным делам, и в тот же день вечером издается второй номер приказа о выступлении против банд Краснова на ст. Евстратовка 350 человек пехоты и 150 человек кавалерии при 8 пулеметах и на ст. Себряково 35 человек матросов и 50 кавалеристов при двух пулеметах.
В это время в подчинении Комиссариата имелись следующие боевые единицы: Отряд добровольцев пехоты в 30 человек;
Кавалерийский дивизион бывшего 6-го запасного кавалерийского полка до 200 сабель;
Отряд боевого морского Штаба в 150 человек;
Железнодорожная боевая дружина /не обученная/ в 600 человек;
И 6 Заамурский кавалерийский полк, перешедший в полной боевой готовности на сторону Советской Власти приблизительно около 500 человек с конями.
Близость фронта и производство боевых операций безусловно отодвинули на задний план организационную и канцелярскую работу внутри Комиссариата.
17 мая отдается приказ о сформировании отделения связи и разведки, т.к. банда Краснова приближалась к городу Борисоглебску, и в тот же день назначается первое торжественное заседание работников Комиссариата - членов большой и малой коллегии. В числе прочих вопросов поставленных на повестку дня принимается предложение о переименовании отряда добровольцев в 1 пехотный Борисоглебский Социалистический полк, часть которого решено было послать на ст. Арчеда в распоряжение командира 2 революционной Армии тов. Юрштат, просившего о помощи.
18 мая 1918 года роты Полка при 2 орудиях, 1 броневой автомобиль при поддержке солдат кавалерии 6 Заамурского Полка и желдорожной боевой дружины с пулеметами выступили в боевом порядке на новый фронт Красного Знамени.
Крики о помощи командиров Южного фронта заставляли Комиссариат спешно формировать боевые части, а получаемые сотни телеграмм и спешных руководящих бумаг Губвоенкома и других Центральных учреждений требовали немедленной организации сильных уездов и волостных Комиссариатах.
Спешно вводится суточные дежурства сотрудников, объявляются в приказ более слабым отделам - инструкции и вообще работа принимает характер высшего напряжения. Учетный отдел перерегистрируется в отдел учебно-мобилизационный, которому даются задания как можно скорее хотя бы кое как сколачивать революционные части.
22 мая 1918 года на станцию Себряково в распоряжение Начальника Штаба Борисоглебского отряда тов. Волокитина вновь отправляется сборный отряд пехоты и кавалерии до 200 человек при 2-х пулеметах.
Объявляется приказ /№10/ об ответственности за упущения по службе, распространяется среди добровольцев декрет от 22 апреля о сроке службы в Красной Армии, составляется расписания занятий и приобретаются для добровольцев новые эмблемы Рабоче-Крестьянской Красной Армии, указывается порядок подчиненности и вообще взаимоотношений комсостава и простых бойцов, принимаются меры к сохранению военного имущества демобилизуемых частей царской армии и прочее. Вся эта работа проделывается с таким расчетов и заданиями, что бы через шесть недель формирования и обучения получилась часть войск или боевой отряд вполне подготовленный к воспрепятствию боя, с хотя уже разлагавшимся, но еще сильными частями царской армии генерала Краснова.
Призывы к помощи революционных полководцев не переставали поступать и к 24 мая на станц. Себряково посылается еще сборный отряд в 425 человек при двух пулеметах и двух орудиях:
От 1 Социалистического пехотного полка - 200 человек;
От Железно-дорожной боевой дружины - 150 человек;
От отряда кавалерии - 75 человек;
К 25 мая 1918 года Борисоглебский Военный Комиссариат объявляет в своем подчинении следующие части войск и боевые отряды:
1/ Борисоглебский пехотный Социалистический Полк.
2/ Кавалерийский дивизион /из бывш. 6 зап. Кав.полка./
3/ 6 Заамурский конный полк.
4/ Штаб Железно-дорожной боевой дружины.
5/ Рабочие организации: консервная фабрика, завод Волостных, спичечная фабрика и союз пекарей.
6/ Борисоглебский морской летучий отряд.
7/ 1-я Борисоглебская Советская батарея /8 пушек/.
Все эти части за исключением жел.дорожной боевой дружины и рабочих организаций хотя и были на стороне Советской Власти, (Наиболее сильной дружиной являлась железнодорожная: имела 897 винтовок, 30000 патрон, 4 пулемета, 62 шашки, 126 бомб.) но еще были довольно шатки и каждое малейшее неудовлетворение потребностей красноармейцев кончалась угрозой - бросать оружие и разойтись по домам, а поэтому комсоставу вменялось в особенную объязаность - забота о нуждах революционных бойцов, приняв за лозунг: «Сначала дать, - а потом потребовать.»
Заседания большой и малой коллегии назначаются регулярно 2 раза в неделю, где обсуждаются и решаются диктуемые обстановкой оперативные вопросы и намечаются организационные работы: по созданию революционных частей, отряды при волисполкомах, производство учета военнообязанных, лошадей, упряжи, повозок, велисопедов и прочее. При всех волисполкоматах уезда были организованы и сформированы отряды добровольцев из крестьян, численностью от 25 до 350 человек. Надо сказать отряды эти служили довольно шатким оплотом Советской Власти. Не имея близкого политического надзора, представленные в большинстве самим себе, отряды, часто увлекались митингами право-эссеровского толка, а потому естественно разлагались. Что бы предупредить разложение и создать хорошо воспитанную боевую единицу было решено сократить отряды при волвоенкоматах до минимума, за счет которых сформировать 2-й Пехотный Борисоглебский Полк.
К 1 июля 1918 года был набран кадр Командного и административно-хозяйственного состава, а волвленкоматам был отдан приказ выслать отряды в г. Борисоглебск для включения в состав 2 полка. Попутно с эти 14 июля 1918 г. была назначена явка по принудительной мобилизации рожденных в 1893, 1894, 1895, 1896 и 1897 годах.
Эта первая мобилизация граждан новой властью для Борисоглебского воекомата была грубой почти роковой ошибкой. Призванные, в большинстве крестьяне, явились в сопровождении волостных отрядов и комиссаров на сборный пункт численностью до Семнадцати Тысяч человек. Этого количества явившихся не ожидали ни уездный Исполком, ни военный Комиссариат. Довольствия организовано небыло. Помещений для явившихся так же не было подготовлено. Люди рассыпались по городу. В отведенные им на скоро обывательские квартиры, собирались кучками, истолковывали общегосударственное положение каждый по своему. Лидеры кадетов и правых эссеров учли этот выгодный для них антисоветский для пропаганды момент, стали собирать около себя кучки, открывать летучие митинги, с призывом не затевать «Братоубийственной Войны» с казаками.
Солдаты, переутомленные только что закончившейся германской войной, легко шли на эту удочку и в первый день мобилизации вместо явки в приемную комиссию, открыли на сборном пункте митинги, на котором вынесли постановление - взять весь имеющиеся в складах военкомата оружие и разойтись по домам. Выступившие с призывом защиты Советской Власти лидеры большевиков сбивались с трибуны, атмосфера сгущалась грозя вылится в кровопролитие.
Спешно вооружались преданные Советской Власти части и рабочие отряды. Около складов усиливались караулы. Стояли на готове 2-а броневых автомобиля.
Вечером в тот же день было объявлено всем волвоенкоматам, что призыв этот носит только показательный, демонстративный характер. Желающие могут отправиться по домам, в чем им будут выданы удостоверения.
В ночь под 24 июня было изготовлено и роздано волвоенкомам до 12 тысяч удостоверений для раздачи гражданам, где говорилось, что явиться выполнил свой гражданский долг по призыву Советской Власти и отпускается домой впредь до особого приказания.
В 12 часов дня 24 июня лидерами кадетов и правых эссеров был назначен грандиозный митинг из призванных, где должен был быть разрешен окончательный вопрос о разгроме складов и взятия оружия.
К этому времени удостоверения уже были выданы и ¾ призываемых, ввиду наступление праздника Троицы, спешно уходили в свои деревни. На митинг вышла небольшая кучка кадетов, правых эссеров и отставших от своих товарищей солдат. Карта первой внутренней контрреволюции была бита.
2 июля вновь объявляется призыв 2-х лет -1896 и 1897 г.г. По призыву являются все и зачисляются в 2 пехотный Борисоглебский полк, где спешно обучаются и в полном составе Полка, после принятия торжественного обещания отправится на Южный Фронт.
Для исполнения штата вновь формируемых войсковых частей, согласно приказа Губвоенкома, в приказе №93 постановлением коллегии назначается постановка в войска лошадей по 19 лошадей с каждой волости, что поручено провести мобилизационно-учетному отделу непременно 5 июля. В это же время организуется школа ком. инструкторского состава, формируется при моботделе конвойная команда.
6 июля 1918 года получено распоряжение о немедленном принятии на учет всех граждан в возрасте от 18-и до 40-а лет, прошедших курс обязательного военного обучения, что немедленно проводится в жизнь.
Банды Краснова и Деникина подходили все ближе и ближе, волнения среди мобилизуемых и контрреволюционная пропаганда делали положение еще не окрепшей местной власти довольно опасным.
13 июня 1918 года город и окрестности объявляются на военном положении. Создается чрезвычайный штаб по борьбе города и уезда, распространяются среди жителей наставление ВЦИКА о том, как поступать в случае нашествия неприятеля /телеграмма ВЦИК №9/112/.
Для информирования создавшегося положения, во все войсковые части, посланы ораторы из надежных товарищей, членов Исполкома и просто политических идейных работников.
18 июня 1-й Борисоглебский Социалистический Полк выносит резолюцию о желании сплотится тесной стеной для защиты молодой Крестьянской Власти. ( «Мы красноармейцы 1 Борисоглебского советского легкого батальона вполне поддерживаем и считаем необходимым восстановление товарищеской дисциплины».
«Крепко сплотиться и твердо стоять на платформе только светской власти. Даем свое решительное слово бороться со всеми, кто посмеет посягнуть на свободу трудового народа».)
( Численность полка 3000 чел., он включал в себя все главнейшие виды оружия: 3 батальона пехоты с 1200 стрелками, каждый дивизион - 867 всадников, артиллерийская легкая батарея - 130 чел., пулем. команда, команды связи конных и пеших разведчиков, саперная, полковая школа, перевязочный и ветеринарный пункты и др.
Первым командиром полка был т. Скубаков.
30 июля было произведено переформирование. В 1 социалистическом полку была оставлена одна пехота, вновь организованы: 1 кавалерийский полк, 2 пехотный полка, 1 артиллерийский дивизион.)
В это же время большая и малая Коллегии упраздняются, о чем 2 июля отдается в приказе. На должности Военного Комиссара Уисполкома выдвигается преданный делу революции бывший унтер-офицер тов. Поздняков, происходящий из крестьян Сукмановской волости. В должности Военного руководителя утверждается бывший ротмистр 6-го Запасного Кавалерийского Полка тов. Эвальд, человек в высшей мере военнообразованный с крупной инициативой и безусловно посвятивший служению народу.
3 июля 1918 года отдается в приказе об окончательном сформировании и вошедшими в состав гарнизона следующих частей.
1/Борисоглебский Социалистический Полк.
2/Борисоглебский пехотный Полк.
3/Кавалерийский Борисоглебский Полк.
4/Борисоглебский артиллерийский дивизион.
Все эти части имели полные штаты людей, лошадей, снаряжения и обмундирования. Был сделан хороший подбор командного и адм.хозяйственного состава и назначены политические комиссары. Для питания этих частей специалистами были организованы школы: подготовки инструкторов и пулеметная. Пополнение лошадьми производилось специальной ремонтной комиссией, отпуски кредитов, который делались распоряжением высшей Военной инспекцией тов. Подвойского.
Для сохранения истощенного конского состава и излечения поступивших с Поворинского фронта раненых и больных лошадей было оборудовано конское депо с приданным ему лазаретом.
В последних числах июля 1918 года, поезд высшей Военной инспекции Наркома Подвойского, остановился на станции Борисоглебск для инспектирования войсковых частей и Борисоглебского Комиссариата по военн. Делам. Товарищ Подвойский ознакомился с постановкой дела в Комиссариате и осмотре сформированных частей гарнизона от лица высшей пролетарской власти, передав благодарности сотрудникам за выполнение огромной сложной работы по учету призыва и мобилизации, о чем объявил в приказе по Высшей Военной инспекции 31 июля за №188 /известия Наркомвоен 1918 г. за №105/
Близость фронта начинает давать себя чувствовать все больше и больше. Части сформированные силами Комиссариата начинают вливаться в полевые войска и принимают боевое крещение.
Непрекращающаяся почти орудийная канонада становится все слышнее и слышнее. Борисоглебский Комиссариат по военным делам продолжает свою работу: формируется отдел всеобщего военного обучения, принимаются на учет военнообязанные в возрасте от 18 до 40 лет, производится опись и пункт на учет лошадей, повозок и упряжи. Задание центра по мобилизации и всеобучу выполняется успешно.
(Продолжение.)
взял у
https://history-lines.livejournal.com/83776.html