Только я более или менее сформулировал предисловие к этой записи, как понял, что уже писал это практически теми же словами, поэтому можно просто скопировать фрагмент
старой записи:
Время от времени в израильских газетах пишут, что какое-нибудь событие "будоражит" (מסעיר) Германию. То, мол, где-нибудь нашли бывшего нациста и думают, привлекать ли его к суду. То государственный деятель попался на плагиате, и университет собирается отобрать у него докторскую степень. То в интернете появилась фотография, на которой якобы изображена Ангела Меркель в молодости, на пляже, голая, и "все" гадают, действительно ли это она.
"Ах, оставьте", думаю я каждый раз, когда что-то такое читаю. Ничто Германию не будоражит. [...] То ли дело в Австрии. Тут каждый день какая-нибудь новая история будоражит страну, а то и несколько.
Написать я как раз хотел о нескольких новостях, которые "будоражат" Австрию в эти дни. И это даже не выборы президента. Пока что кандидаты и их команды раздают интервью разным газетам, вяло бросая камешки в огород друг друга. Экшн будет в сентябре.
(Расскажу, впрочем, одну новую шутку на эту тему. Когда FPÖ обжаловала выборы, то многие шутили в духе "что ещё можно было бы обжаловать" (
тут я показывал смешную карикатуру), и часто при этом упоминался футбол - в особенности ввиду малоуспешного выступления Австрии на нынешнем чемпионате. Когда суд утвердил обжалование, аргументируя это тем, что "манипуляций установлено не было, но при таких нарушениях они могли бы быть", футбольную шутку подправили: "Мы обжалуем результат игры Австрия-Венгрия [Австрия проиграла 0:2]. Австрия не забила ни одного гола, но могла забить!")
Итак, основные новости последних дней.
- После многолетних обсуждений и споров правительство решило отнять дом, в котором родился Гитлер, у его владельцев. (Кстати, вы знаете, в каком городе родился Гитлер? Это не Линц, как многие думают, а
Браунау.) Отнять - в смысле произвести отчуждение и выплатить компенсацию. Для этого, кажется, пришлось принять поправку к закону, чтобы можно было лишить человека недвижимости "ввиду общественного интереса". До этого владельцев этого дома (они с Гитлером никак не связаны) много лет убеждали продать этот дом государству, а они не соглашались. В 1989 году тогдашний мэр Браунау начал борьбу с "гитлер-туризмом": до этого там можно было купить разнообразные сувениры с изображением Гитлера (пепельницы, чашки, даже вино). Мэр хотел установить на доме мемориальную доску (отрицательного характера), но владельцы не согласились: не хотели ажиотажа. Тогда около дома, но уже на земле, принадлежащей городу, установили
камень с надписью в духе "не допустим повторения фашизма". Благодаря этому "смелому поступку" имя этого мэра стало широко известно в Австрии. Несколько лет назад он опять попал в новости: оказалось, что он (ещё будучи мэром) пристрастился к азартным играм; одалживал у знакомых крупные суммы денег, утверждая, что они нужны на операции для тяжело больных родственников (а на самом деле - на покрытие долгов); и не отдавал. Его приговорили к двум годам тюрьмы - не знаю, сидел он в конце концов или смог отвертеться.
Ну так вот - закон поправили и пару дней назад постановили - дом отобрать. Но теперь возникает вопрос, что делать с ним дальше. Министр внутренних дел за то, чтобы разрушить. Вице-канцлер за то, чтобы устроить там музей. И теперь все политики, которые чувствуют, что им недодали места в газете или времени на ТВ, высказываются на эту тему одним из двух основных способов: или "зачем сносить, если можно музей", или "зачем музей, если можно снести".
- В Австрии нет комиссионных за снятие денег в любом банковском автомате (в Германии, например, обычно бесплатно в автомате "своего" банка, а в "чужом" это может влететь и в 7 евро), но не потому, что банки дали филантропическую слабину, а потому что закон такой. Банки то и дело пытаются этот закон переделать, но пока - как раз на днях - это удалось только одной внебанковской компании, которой принадлежит небольшое количество автоматов по выдаче денег (установленных, например, в супемаркетах): в их автоматах за каждое снятие денег будут брать 1.95 евро. Несмотря на то, что автоматов этой фирмы действительно немного (кажется, около 70 по всей Австрии), её название известно, и списки всех её автоматов опубликованы в газетах - народ возмущается и протестует. По-видимому, все опасаются, что под это дело и банки найдут способ брать комиссионные за использование автоматов.
- Ещё на днях такая история произошла. Группа младших школьников (в смысле, целый класс, или даже сразу несколько) из Вены ездила (с несколькими учителями и родителями) на экскурсию в какой-то замок за городом. Когда они возвращались, то чуть не опоздали на поезд, и перешли желенодорожное полотно при опущенном шлагбауме (поезд был ещё довольно далеко). Бдительные граждане на станции не преминули сообщить в полицию, факт нарушения стал известен, четырёх учительниц сразу уволили. Потом оказалось: уволили трёх, а четвёртой сделали выговор. Адвокаты почувствовали добычу - каждый день кто-нибудь высказывается; один говорит: нет, по закону их нельзя уволить, а можно наказать так-то; другой говорит: нет, так-то; третий: нет, нужно уволить. Простой народ радуется, пишет письма в редакции, тоже высказывает мнение: кто-то считает, что раз поезд был ещё далеко, то можно было и перейти. Кто-то - что это не имеет значения, где был поезд: раз шлагбаум уже закрылся, значит, они нарушили Закон; а раз нарушили Закон, то - ну, понятно.
Ладно, чтоб вы не думали, что Германию совсем уж ничто не "будоражит":
- Время от времени доводится читать какую-нибудь историю о том, как кто-нибудь (обычно музейный уборщик) принял какой-нибудь экспонат выставки современного искусства за мусор и выбросил, или переставил, или ещё как-нибудь повредил. Подобная история произошла на днях в Нюрнберге. Там некая 91-летняя тётушка оказалась на такой выставке и увидела там коллаж немецко-датского художника по имени
Arthur Køpcke (1928-1977), представителя течения "
fluxus". На этом коллаже, среди прочего, был фрагмент кроссворда и надпись "insert words". Тётушка последовала этому указанию и стала вписывать слова! Потом то ли она, то ли руководительница их группы оправдывалась тем, что там было много "интерактивных экспонатов": одно можно было потрогать, другое - подёргать, вот она и решила, что кроссворд можно поразгадывать, и успела вписать несколько слов. Сообщается, что картина была застрахована на 80000 евро, и теперь её будут реставрировать. Руководство музея верит, что тётушка не хотела сделать ничего плохого, но заявлене в полицию на неё всё равно подадут, потому что иначе страховка не сработает.
Картина с кроссвордом относится к серии этого художника под названием "Reading Work Piece", состоящей больше чем из сотни работ. Я нашёл в интернете один его коллаж с кроссвордом (см. под катом) - может быть, это он и есть; большое количество его работ можно увидеть
здесь. Кстати, один из его коллажей называется
"Cut along the lines" - хорошо, что та тётушка не наткнулась на него! :)