Две истории про скульптуры - одна из Хайфы, другая из Берлина.
1.
На днях юзер
gershshpraihler из соседнего цеха написал запись с ссылкой на
заметку о том, что около входа в один из Хайфских торговых центров, известном как "Каньйон Хейфа", установили скульптурную группу, название которой ("המסע הציוני") можно перевести как "Сионистский поход" (разумеется, в положительно-патриотическом смысле). По-видимому, инициатива исходила от семьи
Давида Азриэли - умершего в прошлом году известного израильско-канадского магната в области недвижимости, компании которого этот торговый центр принадлежит (поэтому официально он называется "Каньйон Азриэли", но так его называют реже, потому что фамилия Азриэли прочно ассоциируется с
"Мерказ Азриэли" - комплексом из трёх небоскрёбов в центре Тель-Авива).
Я сразу заподозрил, что эта скульптура - не просто так. Сначала подумал, что семья Азриэли поставила её в рамках попыток укрепить в народном сознании тот факт, что "каньйон" принадлежит им, и что "правильное" его название включает фамилию Азриэли. [Примечание для не знающих иврит: слово "каньйон" для обозначения торгового центра образовано слиянием слов, означающих автостоянку и покупки. Сходство со словом "каньон" случайно, но нередко как-нибудь обыгрывается.]
Оказалось, что на самом деле всё ещё интереснее.
На первый взгляд, скульптура просто состоит из семи фигур - участников сионистского движения в широком смысле: от первопроходца-освоителя земли до специалиста в области высоких технологий. Но один из них - стоящий в центре архитектор - это сам Давид Азриэли, судя по позе и жесту - в роли мыслителя, вдохновителя и провидца.
Более того, эту скульптуру сделали по его личной инициативе и по его проекту. Вот уж воистину "памятник себе воздвиг". В нескольких заметках было написано, что образцом и "источником вдохновения" для неё была скульптура Родена
"Граждане города Кале". По-моему, сходства тут не больше, чем между любыми двумя реалистичными многофигурными скульптурами.
gershshpraihler написал по поводу скульптуры, что она является нехарактерным для Израиля образцом соцреализма, и был в этом не одинок: автор
этой заметки отнёс эту скульптуру именно к этому жанру.
Но и это ещё не всё.
Выясняя, что к чему, я наткнулся на другую статью про эту (или такую же - сначала не было понятно) скульптуру - но о том, что её поставили как раз около "Мерказ Азриэли" в Тель-Авиве. Что же это значит, Азриэли решил поставить памятник себе около всех своих торговых центров? Оказалось - нет, это не две копии, а та же самая скульптура. Просто в Тель-Авиве так много людей её не одобрили, что завязалось судебное разбирательство на тему того, имел ли право Азриэли ставить её в этом месте (например, обсуждался вопрос, является ли эта территория частной, или принадлежит ему; и если ему, то значит ли это, что он может там делать, что хочет). В
той же заметке язвительно написали: "На памятнике написано: "Сионистский поход. Автор идеи и проекта - Давид Азриэли." Какая идея имеется в виду? По-видимому, идея возведения памятника. У сионистской идеи, как известно, был другой автор." Тут ещё скульптор (
Гeнpи Бeцaлeль Цaфиp, уроженец Сочи)
заявил, что возмущён тем, что на скульптуре нигде не упомянуто его имя, и потребовал добавить его "в заметном месте", а также денежную компенсацию. Кончилось тем, что мэрия Тель-Авива распорядилась, чтобы скульпуру убрали. Ну и вот, получается, теперь её перенесли в Хайфу - по-видимому, на этот раз всё согласовав.
Кстати, Давид Азриэли, кажется, ни в какие особенно сомнительные истории не впутывался, в связях с преступным миром замечен не был. Он был не просто "денежным мешком", но и in a way архитектором и проектировщиков (но, конечно, вряд ли он много времени проводил за кульманом). В последние годы он жертвовал много денег на науку, в частности - факультетам архитектуры в Тель-Авивском Университете и в Хайфском Технионе. Кроме того, пишут, что именно он ввёл в оборот (может быть даже лично придумал) слово "каньйон" - первым торговым центром,который так назывался, был построенный Азриэли в 1985 году "Каньйон Аялон".
Вит фотография этой скульптурной группы - ещё в Тель-Авиве:
2.
Вторая история - про скульптурную композицию (хотя, наверное, это можно назвать скульптурами только в очень широком смысле) под названием
"Global Stone" в Берлине. Её автора зовут Wolfgang Kraker von Schwarzenfeld. До этой работы он вроде бы никогда не занимался искусством, а плавал на плотах и катамаранах по морям и океанам, и был этим довольно известен. И вот, вследствие своих путешествий по всему миру у него возник проект некоего универсального памятника мировой гармонии.
Собрав нужное количество денег (из дальнейшего станет ясно, что их нужно было много) - точнее, заручившись поддержкой спонсоров, - где-то в конце 1990-х Кракер фон Шварценфельд начал осуществлять этот проект в центре Берлина, в парке Тиргартен. Композиция состоит из пяти гигантских камней, доставленных с пяти континентов. Каждый камень вместе с соответствующим континентом олицетворяет один из "шагов к миру и согласию": Европа - пробуждение, Африка - надежду, Азия - прощение, Америка - любовь; Австралия - мир. Более того: у каждого из пяти камней есть "камень-близнец" - другой похожий камень, оставшийся в том самом месте, где взяли камень, перевезённый в Берлин. Самое главное: у всех десяти камней (пяти берлинских и их "близнецов") несколько фрагментов поверхности отполированы так, что каждый год в день летнего солнцестояния берлинские камни посылают отражённые лучи друг другу, "образуя невидимую звезду"; кроме того, все десять камней отражают свет в сторону солнца, и таким образом возникает "световой мост" между берлинскими камнями и их "близнецами" на родине.
И всё бы хорошо, но возник скандал по поводу американского камня (олицетворяющего любовь), который был доставлен в Берлин первым. Он был вывезен из Венесуэлы, из местности, населённой индейским народом
пемон. Представители этого народа заявили, что этот камень - священный; что он - вместе с камнем-близнецом - играют важную роль в одной из их легенд; в частности - что они верят, что, если эти камни разлучить, то произойдут великие бедствия и природные катаклизмы. Они сказали, что никому не разрешали забирать этот камень, что Кракер фон Шварценфельд его по сути дела украл, и что они требуют вернуть камень на место. Были даже демонстрации протеста перед посольством Германии в Венесуэле. В какой-то момент в дискуссию вступил и президент Венесуэлы Чавес. Он предложил, чтобы Кракер фон Шварценфельд вернул тот камень и взял какой-нибудь другой. Кракер фон Шварценфельд сначала сказал, что это невозможно, что замена "разрушит всю концепцию", но потом сказал, что может и согласиться, если и у этой операции найдётся спонсор...
Так или иначе, камень не вернули. После очередного обострения этой истории Кракер фон Шварценфельд заявил, что причины протестов - чисто политические. Чавес, мол, ищет поддержки у индейцев, и играет на их чувствах, раздувая скандал на пустом месте. По его (Кракера фон Шварценфельда) просьбе один профессор из Института Латинской Америки при Берлинском Свободном Университете проанализировал ситуацию и написал 11-страничный отчёт. Там написано, что такая легенда у этого народа, действительно, существует, но нет никаких свидетельств тому, что она относится именно к этим камням ("Der Stein hat nichts mit der Mythologie oder Religion der Pemón zu tun").
И так эта история тянется уже больше 15 лет.
На фотографии - Кракер фон Шварценфельд с одним из камней: