Я поведу тебя в музей

Apr 22, 2011 10:15

Вчера можно было бесплатно посетить некоторые из местных музеев - мы сходили в два.

Первым был Музей японского искусства, который называется "Тикотин". Я много лет думал, что это какое-то японское слово, но оказалось, что так звали его основателя: Felix Tikotin (фамилия происходит от названия городка в Польше). Феликс Тикотин (1893-1986) был собирателем предметов искусства, владельцем галереи в Берлине, а после войны - в Гааге. В какой-то момент он увлёкся японским искусством, собрал большую его коллекцию, и в середине 50-х годов решил подарить её Израилю - так появился этот музей. Тикотин вроде бы и сам собирался тогда поселиться в Хайфе, но передумал и поселился в Швейцарии.
То, что показывают в музее сейчас - это, как правило, не предметы из коллекции Тикотина (хотя иногда бывают и они): обычно проходят одновременно несколько тематических выставок.

В первом зале была выставка бонсай - миниатюрных деревьев. Я об этом жанре знал, но никогда не интересовался подробностями. Суть заключается в том, что берут саженец какого-нибудь дерева и специальным уходом добиваются того, что оно принимает примерно ту же форму, что обычное дерево этого вида - только во много раз уменьшенную. В чём заключается уход, догадаться нетрудно: дереву дают расти только в "нужную" сторону. По-английский этот уход называется training - т. е. "дрессировка"; на каждом дереве написано: растению столько-то лет, в "дрессировке" столько-то. Кроме обрезания побегов, применяют связывание веток, или же некоторые из них обкручивают проволокой. Объяснения, сопровождавшие выставку, были в очень положительном ключе - что-то об использовании природных сил; заодно ненавязчиво упоминалось, что бонсай часто живут дольше, чем соответствующие деревья в природе. Мне же это скорее напомнило жуткие истории о том, что в древнем Китае для развлечения знати якобы иногда выращивали "детей в бутылке": т. е. ещё ребёнком сажали человека в специальный сосуд, и там и оставляли (ну, как-то его кормили) - вот он и вырастал, принимая форму этого сосуда. По сути дела, когда выращивают бонсай, примерно это с деревом и делают. Деревья на выставке были разные - вязы, можжевельники, теребинт, гранат. Была одна сосна - полностью замотанная проволокой: наверное, она больше, чем все остальные деревья, сопротивляется дрессировке.

Во втором зале были современные гравюры - вот одна из них: Yoshio Imamura, "Between Heaven and Earth":



- и старые предметы домашнего обихода. На каком-то из таких предметов - табакерке, что ли, 19 века - была нарисована свастика. Какая-та девочка, увидев её, отскочила, сказав "все они фашисты и антисемиты". Доводы её папы о том, что это предмет старый, сделан ещё до фашистов, не помогли - "все они антисемиты". Кстати, свастика была "левосторонняя", но в такие детали папа не вдавался.

В третьем зале были национальные японские куклы "кокэси". У них нет рук и ног, и непонятно, были это изначально просто игрушки или имели какое-то применение. Но симпатичные - присутствующие дети проявляли интерес. Какая-та девочка (другая) громко говорила, что попросит папу, чтобы он ей таких купил в дьюти-фри...

После этого мы пошли в дом-музей художника Мане-Кац. Вероятно, не все знают о существовании такого художника. Вероятно, многие знают, что был Моне и был Мане, а о том, что был ещё и Мане-Кац - не догадываются. Может быть, кому-то даже покажется странным, что был художник, чья фамилия состоит двух частей, первая из которых - фамилия знаменитого художника, а вторая - "досуг имея, узнает всяк фамилию еврея"...
Тем не менее, такой художник был. Настоящая фамилия его, как нетрудно догадаться, была Кац. Звали его Эмануэль, а сокращённо - Маня или Мане. Итак, происхождение творческого псевдонима понятно - или почти понятно. Всё-таки должна быть некоторая смелость, чтобы себя так назвать. Была ли в этом ирония? самоирония? детская радость от того, что "бесплатно" получил такое имя? Следует, впрочем, понимать, что его "Мане" и писалось, и произносилось по-французски не так, как у "того" Мане.
Мане-Кац (1894-1962) родился на Украине, учился живописи в Париже, и после Революции там и остался. Во время войны жил в Америке. В отличие от Феликса Тикотина, он-таки переселился в Хайфу. Муниципалитет выдал ему дом, в котором он прожил несколько последних лет своей жизни - теперь там его дом-музей.
К сожалению, в этом музее почти все картины - на еврейскую тематику. В самом этом факте, естественно, ничего плохого нет - но это представляет художника как-то однобоко. Всё какие-то тёмные мрачные евреи... Между тем как ему явно больше удавались картины в ярких тонах. Они у него есть, но относятся к раннему периоду творчества - в основном 20-м годам. Так что такие картины остались в Европе и в Хайфский музей не попали... Вот четыре из них: две с девушками (что-то есть в них общее!), и две с цветами (вторая называется "Цветочная повозка").


   


   

... После музея Мане-Каца мы прошли по известной аллее (променад Луи), с которой открывется вид на Хайфский залив. На западной стороне небо было очень ясным и ярко-голубым, на востоке, наоборот была тёмная, но тоже яркая, туча. Жители Хайфы, как обычно, восхищались видом. "Посмотри туда, - говорил один из них своему спутнику. - В этой части Хайфы очень дорогая недвижимость!.."

jewish, graphics, museums, israel, japan, art, haifa, painting

Previous post Next post
Up