Vampire Hunter D: Bloodlust ("D: Жажда крови")

Nov 25, 2008 23:20


Закон аниме: никто не умеет экранизировать книги. Миядзаки не умеет (или объясните мне, не читая оригинала, за каком рожном Хаул летал в ночные простреливаемые небеса). Кон не умеет (на мой взгляд, "Паприка" - при всей её сюрности и красоте - худшее из того, что он сделал). Потому что полнометражный фильм, как это ни прискорбно, куда менее масштабен, чем книга. Он не может себе позволить многочисленных персонажей, а уж раскрыть внутренний мир сумеет - дай бог у одного-двух. Вероятнее всего, у одного, потому что...

This film ain't big enough bor both of them. Я имею в виду в данном случае вампиров с проблемами (да, я в курсе, что Ди вовсе не такой, но это в данном случае непринципиально).

Сперва я лучше расскажу вам о плюсах этой кинокартины. Может быть, вы уже запомнили, что есть один простой способ заставить меня смотреть почти что угодно: нарисовать это красиво. Да. Анимация хороша, даже не к чему придраться. Кроме того, при всей обычности (в смысле, неэкспериментальности) графики, мимика на удивление выразительна (ха-ха, выразительная некомичная мимика в аниме - редкость, на самом деле!). Отличный, даже хрестоматийный, пожалуй, пример, когда всё, что надо, гипертрофировано ровно до той степени, чтобы не становиться тошнотворно-приторным. И, да, дизайны всяческой нечисти местами вполне интересны.

Приятно удивили диалоги. Аниме вообще выделяется из всего мирового искусства феноменальным задвижением текста как можно дальше - настолько, что какие-нибудь пафосные диалоги, при виде которых в кино, например, рука бы сама дёрнулась к красному крестику в уголке, в аниме просто пропускаются мимо ушей. Тем не менее, в тех местах, где по законам аниме должны были быть пафосные фразы, в "Ди" совершенно неожиданно появляются нормальные человеческие слова. Ну например.

- Ты же понимаешь, что не сможешь всю жизнь сопротивляться своей крови.
- Ну да. И тогда за мной станут охотиться, вот и всё.

Нормальный диалог? Нормальный! Именно так и полагается реагировать адекватному взрослому существу. Но, право слово, я была уже морально готова к классической вспышке гнева, я-буду-всегда-добрым-и-пушистым и тому подобному. Может, мои ожидания занижены. В любом случае, порадовало.

Сценарий прописан вполне динамично, хотя погоня - довольно простой приём. В смысле, её можно растянуть на час сорок, на два сорок, на три сорок, на сезон... знай подсовывай новых противников по пути. Тем не менее, я не заскучала - наверное, потому что всё же час сорок. Всякие драки вполне грамотно перемежаются лирическими моментами. Сильно резанула глаз разве что гибель одной из нечисти от случайной молнии. В так выполенном - то есть романтическом, не претендующем на реализм - произведении подобная "нелепая смерть" неуместна. Но это, в конце концов, мелочь. Есть, правда, и более крупные сценарные проблемы - например, сентиментальная концовка попросту нелепа. Кроме того, начальный титр в духе "и был один такой, и он очень страдал, так что, дорогие зрители, вы должны начать жалеть его с первых же кадров" - это ужасно. Это творческая импотенция и неспособность передать сие непрямо.

Теперь, собственно, к самому сложному моменту, антуражу. Миру действия.

Вообще говоря, мне думается, что "готичность", мрачность и эстетика всяческой нежити выражается вовсе не в крестах-черепах, которые, увы, присутствуют; более того, я думаю, что креста-черепа очень мешают этой самой готичности. Потому что это очень изъеденные и опошлившиеся образы и вообще потому что крест как детская игрушка для отгона нечисти меня раздражает. Впрочем, надо отдать должное, всем этим стараются не слишком злоупотреблять, как и показыванием гробов и прочего.

Штука в том, что действие разворачивается в будущем. Пусть оно несколько упадочно, но там есть огнестрельное оружие, там есть ракеты, автоматический транспорт. Совмещение принципиально разных сеттингов - задача очень сложная и как правило (см. "Волчий дождь", например) заканчивающаяся тем, что из мира во все стороны торчат нити и всё расползается. Здесь, по-моему, вышло на удивление гармонично. Башенка готического замка, улетающая в космос, выглядит достаточно достоверно. А за лошадей, на которых смотришь-смотришь и вдруг ближе к концу понимаешь, что если они и живые, то в очень малой степени, - отдельный респект, да. Ну и радует меня, когда немцам пишут письма на немецком, а не на японском или английском, радует!

Таким образом, если смотреть на сие аниме издалека, всё кажется вполне пристойным. Расслоение начинается при некотором приближении.

Во-первых, два трагических героя слишком сильно перетягивают на себя вздыхающих фанаток. Я, кстати, серьёзно. И Мейер весь такой славный, искренний, несчастный и брэмстокеровский, и Ди - изгой, добрый в душе, страждущий и всё такое. Дело не в том, что проблема каждого из них кристально-банальна, а в том, что в итоге ни на одной из них в достаточной степени не заостряется внимание. Сцена с Шарлоттой и Мейером в замке жутко проникновенна, красива, романтична... и насмерть перебивается следующей кутерьмой.

Во-вторых, перетягивается одеяло и по оси "Ди/супергерои". Потому что он мешает фильму быть "про то, как крутые товарищи рубят вампиров", а они - "про то, как пафосный полувампир спасает души". И те, и другой - архетипичны, но это архетипы из разных стилей и жанров, и они оттеняют друг друга слишком невыгодно. Может, этих братьев-товарищей привнесли в фильм вместе с ракетами, как нечто логичное для такого полупостапокалиптичного будущего? В любом случае, идея была не лучшая. Да и на супергероев они, скажем прямо-то, тянут с трудом, больно уж нелепо их главный в конце в очевидную ловушку попался.

В общем, мне кажется, в итоге авторы разбрасываются. И получается, по старой доброй, что наиболее неуместно во всём происходящем выглядит главный герой. Будь это сентиментальная история о Лейле - вышло бы лучше, по-моему, хоть она и напоминает очень подозрительно майора Кусанаги, да. А так - попытка рассказать чуть больше, чем на самом деле влезает в сюжет, отдаётся в зрителе смутным беспокойством. Впрочем, получилось всё равно очень неплохо, стильно и харизматично. 7/10.

7/10, 2001, полнометражный, madhouse studios

Previous post Next post
Up