В "Играх разума" нет ни игр, ни разума. И вообще это венец издевательства над зрителем, издевательства радостного, неприкрытого и полного искреннего уничижения. Действующие лица сей картины - идиоты как на подбор, они не скрывают отсутствия мозга и прочих жизненно важных органов, они кичатся оными. Ужас ситуации в том, что, досмотрев финальные титры, зритель без лишних намёков понимает: над кем смеётесь? Ага, ага.
Но обо всём по порядку.
Я очень не люблю, когда при виде кислотных цветов начинают поминать траву, однако здесь позволю себе. Тр-рава, тр-рава. Не потому что яркие цвета, не потому что анимация беззастенчиво превращается периодически в коллажи, не потому что главные герои так романтично целуются после того, как Он рассказывает Ей фантастическую исторю о космонавтах, живущих в её животе и выходящих естественным путём. Трава - в плане оказываемого эффекта. Ибо автор, кажется, поставил себе основной задачей снять так, чтобы зрителю даже в кошмарном сне не могло привидеться, что же будет дальше. Вы ждёте мафиозных разборок? Фиг. Вы думаете, будет трэш-философия про день сурка? Да ни за что. Триллер? Разбежались. Просто психоделия какая-то? Да нет, в том-то и дело, сюжет есть, и он, чёрт побери, захватывает!
А в конце зрителю ласково так указывают, что, да, он не меньший идиот.
В первую очередь, собственно, стоит обратить внимание на мир, в котором происходит действие. Мир "Игр разума" - это мир воспевания грязи, пошлости и деромантизации. Как от вопиющей, вроде трагической гибели через застреливание через, гм, задницу, так и до видимой в мелочах - вроде соплей, текущих при плаче героя. Ведь их можно рисовать, а можно не рисовать, верно? Рисование сей не слишком приятной нашему сознанию субстанции автоматически снижает пафос и в то же время, как ни странно, превращает картину в чуть ли не критический реализм.
Да-да, я серьёзно. Да, вот это, в диких цветах, с глотающими корабли китами, с дедулей-геем, с богом в виде череды пародийных образов. Показывая мир набором неестественных, безумных картинок, "Игры разума" в то же время отрисовывают его до неприятного реально. Потому что, да, плачущий человек выглядит довольно противно, а не как обычно в аниме рисуют.
Итак, мир через грязь.
Герои этому полностью соответствуют. Они смешны, жалки и глупы, их запросы - мещанские, а мысли не поднимаются выше физиологии. Вот есть у нас главный герой, Ниши, мангака. Трус. Любящий девочку с большими - нет, не умственными способностями, а именно что сиськами. И этого самого Ниши вышеописанным неромантичным способом убивают. Но он возвращается. Казалось бы, рефлексия, переосмысление, всё такое, да? Но у Ниши, как бы помягче, нет мозга, поэтому ему рвёт крышу в другую сторону. Впрочем, чего удивляться, если его только что Ками-сама прямым текстом послал... в небытие.
Так вот, вернувшийся Ниши продолжает вести себя как идиот. И окружающий его мир - тоже. И единственный условно-серьёзный момент всего фильма заканчивается очень быстро, потому что под расчувствовавшимя героем случайно обрывается мостик. И девушки, сбежавшие с ним, раздеваются и начинают заниматься какой-то похабщиной.
Очень удручающее впечатление. Грязь, копошащяяся в грязи, и при этом такая отвратительно знакомая.
"Игры разума" примечательны ещё одним: именно в нём я увидела самую замечательную эротическую сцену на моей памяти, даже две. Никакой пафосной "1001 ночи" не сравниться, правда. Секс - как что-то очень биологичное, естественное, бытовое, смешное и вместе с тем взрывающееся в мозгу фейерверком - показан там с каллиграфической точностью. Хотя бы ради этого стоит смотреть.
Стоит смотреть, на самом деле, в любом случае, потому что ёршик для мозгов очень мощный. Потому что герой, смешной в своём высокомерном отчаянии, в нём же слишком реалистичен. Потому что всё глупо, нелепо, бессвязно - короче, прям как в жизни. Потому что это мощная такая фиговина, уже изготовившаяся пробить эстетические стереотипы, сложившиеся у бедных анимешников. Потому, наконец, что таинственным образом "Игры разума" жутко интересно смотреть. Ибо совершенно непонятно, что же будет за следующим безумным изломом сюжета. 8/10.
Поразмыслив, решила, что с десяткой всё-таки погорячилась, ибо до вечного сияния чистого разума, кажется, и не дотягивает. Надо срочно восполнять пробелы на поприще творчества студии 4С, вот что.
P.S. послужной список режиссёра внушает ещё больше.