Есть такой жанр, знаете, анимированные комиксы. Внебрачное дитя, не поверите, комиксов и анимации. И вот как их расценивать и по каким меркам мерять - непонятно совершенно.
Мне кажется, что "Время Ибларда" - это тоже представитель некоего иного жанра; не аниме и не мультфильм, а что-то вроде объединения живописи с анимацией. Эдакий эксперимент над зрителем. Эксперимент, в первую очередь, на тему того, как долго зрители могут выдержать красивые картинки не просто без сюжета - без образа даже.
Живопись бывает очень разная. Иногда и в статике можно передать такой сюжет, что никаким сценаристам и не снилось; иногда в ней содержится эмоция, выражаемая, опять же, десятками приёмов - образами, линиями, цветом. Бывают, в конце концов, и просто упражнения по рисованию или анимации, призванные показать, что прогресс на месте не стоит. Вопрос в том - чем же таки является сей опус? Нацепить ярлык "экспериментальная анимация" очень легко и это ни о чём не скажет.
У "Времени Ибларда" нет сюжета. Вообще. Даже лирического. Некая режиссура просматривается разве что в том, что образы идут от более реалистичных к более сюрреалистическим, да и то - вызывает сомнение... Сперва, когда начинаешь смотреть и доживаешь до первого затемнения, закрадывается крамольная мысль: это было вступление, а вот сейчас-то!... Мысль так же быстро умирает, как и порождается. Никакого "сейчас-то" не начнётся. Два эпизода - с грехом не пополам даже, а в пропорции один к пяти - можно назвать неким образом: девочка, ловящая мячик и улетающая на нём в загадочное куда-то, и она же, возвращающаяся вечером домой. Всё.
В остальном это не более чем красивые картинки.
Очень красивые картинки. Захватывающе-дух-красивые картинки. В невыносимых цветах, в отличных сочетаниях 2D, 3D и масла. Под мягкую, расслабляющую музыку. Так и хочется откинуться на спинку кресла...
Оно завораживает, вот что оно делает. Все тридцать минут я не отрывалась от "происходящего" (в кавычках - потому что ничего и не происходило!). Ну, да, я визуал. А объективно - мне непонятна цель этого произведения. Психотерапия? Может быть. Закрыть глаза и уплывать. Некую образность, художественность и прочие признаки повествования я там искала очень старательно, но не обнаружила. Как упражнение по живописи и анимации - оно, безусловно удалось, и музыка соответствует, и всё гармонично...
Ну вот только это не художественная анимация, а либо некая такая пилюля для расслабления мышц мозга, либо просто набор красивых картинок. Я поискала информацию об этом опусе и не нашла никаких признаков наличия глубокого смысла. Видимо, это действительно просто картинная галерея.
Правда, Иблард целостен. И именно это, наверное, позволило мне смотреть его тридцать минут без остановки и почти не моргая. Ведь это не просто набор пейзажей, это - пейзажи некоего конкретного мира, имеющего название даже! Люди там летают, а трамваи - ах, какие там трамваи... Но я всё же не понимаю: что мешало добавить в него хотя бы минимальную образность? Пусть даже не целостные сюжеты, но хотя бы - этюды... а так самый сильный момент "Ибларда" - это, по-моему, рельсы, изгибающиеся под прямым углом над пропастью и ничем не поддерживаемые.
Чтобы не быть голословной, припомню небезызвестные "Дневники путешественника", где красивая живопись, мягкая музыка и молчаливость сочетаются с отличными сюжетами, в итоге рисуя мир значительно полнее и острее.
В общем, я, почёсывая в затылке, поставлю 5/10, но это, наверное, самая условная из всех оценок, что когда-то были. Просто потому что это не анимация, это несколько иной жанр, и оценивать его по меркам анимации странно. Впрочем, и по меркам живописи эти пейзажи, на мой взгляд, скучноваты при всём их красочном буйстве.
И, кстати, мне одной периодически мерещились там отсылки к брейгелевской "Вавилонской башне"?