"Кибер-виток" - изумительная штука, загадочнейшим образом вобравшая в себя всё или почти всё хорошее, что вообще есть в аниме - и я не издеваюсь. Представьте себе "Лэйн", к мрачноватой тематике которой добавили хайбановскую мягкость и повседневность, совершенно по-миядзаковски кавайных существ и детей, новеллистичность как в "Мушиши" или "Путешествии Кино", эстетичные светящиеся кружочки из "ФМА", странных покемоноподобных тварей и даже синкаевскую неловкую влюблённость, приправили всё это вполне целостным сюжетом и рассказали от лица одиннадцатилетнего ребёнка. И последний момент, пожалуй, ключевой. Детям - всё игрушки, они могут научиться писать сложнейшие коды, если это весело, но не слишком вдаются в философию или там историю происходящего. Именно поэтому то, что за пределами обычной компьютерной игры, видится ими не как история про обособившуюся часть пространства, а как городская страшилка. Приём простой, но он работает по одной простой причине: да, дети и правда достоверные. Крапивинские такие. В том возрасте, когда уже многое понимают, но ещё не терзают себя всеми этими пубертатными вопросами о смысле бытия.
Из-за лёгкости и постоянно присутствующего мягкого юмора "Кибер-виток" не кажется ни киберпанком (хотя киберпанк же!), ни антиутопией (хотя, хм, рассказывается, вообще-то говоря, о том, как юное поколение забывает реальность и забивает на неё, что может быть мрачнее). Почему? Всё потому же, оно показано глазами одиннадцатилетних.
Итак, о чём же сей сериал? О школьниках, которые играют в кибер-игры, где у вирусов такие милые грустные глазки, поисковые системы мохнаты, антивирусы похожи на неповоротливые (и, скажем прямо, туповатые) розовые сосиски, а код выглядит как руноподобные закорючки. Метафорическая, значит, визуализация. При этом сия глобальная компьютерная игра преспокойно уживается с реальным миром, очки-визуализаторы даже не требуют снять на уроках, потому что это же так удобно! Но, понятное дело, никакая система не совершенна, в ней попадаются баги. И это не некие глобальные ошибки бытия, а конкретные сбои, выглядящие как блестящие камушки. И если их собрать побольше, то можно использовать для того, чтобы обходить правила системы. Это не единственный, конечно, способ: можно научиться и самому кодить...
Что логично, киберпространство постоянно обновляется; и чем старее версия - тем больше в ней багов и странностей. Ну и, понятное дело, более новые объекты со старым пространством могут быть несовместимы, как и наоборот. А ведь, помимо этого, существует ещё и некое совсем завёрнутое и закрытое экспериментальное пространство...
Поняли легенду? Ну вот, а теперь забудьте. Потому что всё это вызовет у вас в голове ворох мрачных киберпанковских ассоциаций - или, чего доброго, вы себе вообще каких-нибудь админов будете представлять. А их там нет. Да, позвать кого-нибудь в киберпространстве называется "попинговать", но на экране это будет выглядеть именно как крик. Иными словами, всё это киберпанково-информационное - остаётся на фоне и несколько за кадром. Почему? Вот именно, потому что дети. Детям скучно помнить, что их пёс - это набор символов, да и какой он набор, если его можно погладить?
В общем, акцента на взаимоотношениях реального и виртуального там нет (ну то есть немного есть, но на фоне). А есть там такая очень хайбановская история про прощение и прощание. И про чувство вины. Про приятие смерти, в конце концов. История довольно длинная и, замечу, местами даже неожиданная.
Кроме того, много замечательных персонажей и линий разной степени побочности. В сущности, единственное, что мне действительно не понравилось, - это пассаж про больную мать Некоме - ну лишним он был; во всём остальном... ага, человеческий главный злодей вылезает как-то непонятно откуда (по старой доброй), но это более-менее можно простить, потому что самый главный главный злодей в сериале - не снаружи...
Зато насколько прекрасны там отдельные истории про иллигалов! Не сильно блещущие оригинальностью, но отлично сделанные. И вовсе не обязательно с хэппи-эндом... вернее, скорее о том, что в жизни не бывает "хэппи" и "анхэппи" эндов. Ведь, в конце концов, нельзя жить вечно.
Ну да, тема смерти - одна из главных в сериале. Смерти - как того, что нужно принять, потому что это часть жизни. Принять, пережить и жить дальше...
Что ещё понравилось, кстати, так это наличие у Ясако и Фумие третьей подруги, которая ничего о происходящем не знала и которой порой - мимоходом - приходилось что-то врать. Уж больно жизненный момент. А то так складывается, что в кино обычно дружат приобщившиеся к Некой Страшной Тайне только между собой. Ну или сокрытие происходящего становится манией какой-то. А тут не так, тут очень... натурально.
Обязательная строчка про графику: зачёт. Ясако бегает так, что сразу понятно: бегать она толком не умеет. Небо почти всегда не голубое, а молочно-бежевое. Всё так нежно, мягко, аккуратно... и по-детски, да.
Итоговый вердикт мой будет внезапен: это очень постмодернистское произведение. Нет, нет, не в том смысле, никаких цитат и прямых отсылок там нет. Но очень видно, из чего конкретно и как конкретно оно родилось, чей опыт вобрало и на что похожим стало. Что-то вроде кивка во все стороны сразу получилось. Тут тебе и философская проблема, и притча, и кавайные зверюшки, и аутичные мальчики (1 шт.), и совсем мелкие дети, и знаки зодиака главных героинь правильно прописаны. Комар носу не подточит. Более того: штука вышла для всех возрастов, по-моему: и детям понятно (с их же позиции снято!), и взрослым, как ни странно, не скучно. Тут-то и должен влезть внутренний зануда с телегами про вторичность и неискренность, но...
Но видели мы это первичное и искреннее, ага. И содрогались. По-моему, аккумуляция всего того хорошего, что есть в этом направлении (я про аниме, если что), отличное занятие. 9/10.
P.S. персик был вкусный очки - один из моих главных фетишей, вы помните, да? аутичный мальчик Харакен понравился ^__^ А ещё послужной список режиссёра внушает надежду. А ещё мне порой кажется, что всё хорошее аниме в этом мире снимает мэдхаус а manglobe пусть будет моей личной тайной любовью