Кацухиро Отомо - странный товарищ. В сущности, он сделал как-то не особо и много (ну "Акира", да. Плюс две короткометражки - в "Воспоминаниях" и в "Нео-Токио". "Стимбоя" даже вспоминать как-то стыдно), а все его знают!
И ведь "Нео-Токио" даже не совсем его работа. Как и куда более известные "Воспоминания", это набор из трёх авторских новелл, причём очень чувствуется, что авторов позвали и сказали им примерно следующее: вы знаете, что вы очень крутые, я знаю, что вы очень крутые. А раз так, мы, наверное, что угодно снимем хорошо. Так давайте каждый из нас просто нарисует короткометражку о чём ему захочется, потом мы их вместе соберём и получится круто втройне!
Так и сделали.
Нельзя, впрочем, сказать, что "Нео-Токио" состоит из трёх совсем уж отдельных кусков, что-то их объединяет. В основном, таки да, настроение. Мрачное настроение. По-разному мрачное: у Ринтаро это тёмный (впрочем, наименее страшный из трёх) цирк и сюрреалистические переулки, у Ёсиаки - безумие гоночного круга, а у самого Отомо какая-то коновски-маразматическая технократия. И расставлены три части грамотно: от эмоциональной зарисовки к сюжету, от веселья к жути. Кроме того, сама анимация различается, конечно, но не слишком - и в целом она очень и очень прекрасна.
Каждая работа более-менее закончена, поэтому скажу пару слов о них по отдельности.
Labyrinth.
Сюрреалистическая зарисовка о том, как девочка с забавным котом провалились в зеркало и теперь бродят по неким мрачным переулкам, наталкиваясь на разных странных существ, но совершенно их не пугаясь. Симпатично, является хорошим вступлением и напрочь лишено динамики или общего сюжета. Чистое настроение. Кот забавный, девочка милая, парад на комариных ногах сальвадоровский. Всё очень красиво, уместно и само по себе внимания особо не привлекает.
Running Man.
Эдакое технократическое переложение "Летучего голландца", история о полубезумном гонщике, который так старался, так старался, что погиб на трассе. Лёгкая примесь мистицизма, жуткие гримасы и крики, взрывающаяся техника и вылетающие стёклышки приборов. Бррр. Смысла не очень много, но жуть невыносимая.
The Order to Stop Construction.
Собственно, главная жемчужина коллекции, великолепная новелла в духе Брэдбери и "Бразилии" о маленьком (и довольно скверном характером) бюрократе, который волею случая оказался один на разваливающемся и прорастающем джунглями мега-заводе. Во-первых, ох, там бесконечно много любования машинами. Кабели, краны, лебёдки, провода, разнообразные роботы - и всё это не совсем стимпановское, но с налётом некоего ретро. Во-вторых, история сама по себе и особенно её центральный персонаж - хороша. Потому что в ней есть тот самый "самый-самый" ужас - перед человеческим маразмом и глупостью бытия. А ещё она вполне динамично снята и местами даже вызывает... улыбку?
В общем же и целом "Нео-Токио" - штука очень красивая, как говорится, атмосферная, молчаливая, мрачноватая и великолепно нарисованная. Разум мой слегка скучал, особенно на первых двух историях, но глаза бесконечно радовались. 7/10.