На краю пустыни

May 08, 2019 20:49





На фейсбуке я подписана на одну юнгианскую группу, где, в основном, дают анонсы различных групп, связанных с разбором сказок.

Никогда на эти группы я не ходила, но на удивление, иногда даже в короткой рекламе можно прочесть очень глубокие идеи, задевающие что-то живое и важное. За что и люблю юнгианцев, хотя более близкое знакомство с юнгианским анализом мне и не подошло.

Так, ещё несколько лет назад, впервые именно там я прочла одну арабскую пословицу, а, точнее, наверное можно сказать, даже напутствие. И звучит оно так: «Бойся женщины, которая живет одна на краю пустыни, ибо она одержима джиннами».

В той группе одержимость джиннами трактовалась, как одержимость анимусом, видимо как «одержимость» всем тем, что позволяет выжить в патриархальном мире.

Сказка, которой предшествовала эта присказка, и которая рассматривалась и проживалась на группе, это «Король Дроздобород» Братьев Гримм.

Возможно, кто-то помнит, что в сказке описывается очень высокомерная принцесса, которая высмеивала всех женихов и никого не могла выбрать, никто ей не нравился.

Этот сложный коктейль из желания унижать, дабы избежать инцестуозного страха попадания психики в капкан непройденного Эдипа (в сказке у принцессы нет матери и она живет с отцом), и является проявлением одержимости Анимусом в юнгианской трактовке, но есть и другие типы проявления этой травмы.



Та самая женщина, живущая на краю пустыни в совершенном одиночестве, зачастую наша с вами современница, что-то, а чаще многое, потерявшая. Разуверившаяся в мужчинах или не способная больше влюбиться, не способная довериться и не получающая подтверждения обратному.

Она больше не надеется на других, ее контрзависимость получила столь мощную подпитку, что теперь край пустыни - а именно таков наш сегодняшний патриархальный жестокий мир - становится тем тяжелым и холодным местом, где ей нужно выживать, обеспечивая себя.

Она действительно становится одержимой работой, выживанием, насущным, наверное, это самая распространённая в наше время «одержимость» патриархальным Анимусом.

Кстати, вопреки частому заблуждению, Анимус вовсе не является лишь импринтом отцовского образа, но, строго говоря, является смесью Анимуса матери и образа отца в психике ребёнка.

Такая женщина может выжить и снова залечить свои раны, вступив в новые, более питающие ее отношения, если будет стараться сохранять свою человечность. Так считают Юнгианцы и, скорее всего, они правы. Не женственность, потому что сексуальность и вожделение привлекают джиннов:), но именно человечность, способность чувствовать, плакать, переживать и сопереживать другим; словом, способность смотреть на небо и видеть звезды.

А теперь представьте, стоит ли мужчинам бояться эту свободную, сумевшую в одиночку выжить в очень сложной ситуации, женщину, не ищущую больше подпорки и не живущую больше по патриархальным законам.

Конечно же, думаю, ответ очевиден, во многом они ее будут побаиваться, не понимать, возможно, захотят подчинить? Но счастлив будет тот, кто сможет увидеть ее человечность и обратиться к ней. Это будет союз равных, как мне кажется. Конечно, в том случае, если эта женщина сохранила в себе ценность своих чувств, питала свою человечность и смогла постепенно пережить свои потери.

Надо отдать должное Юнгу и его последователям, они зрят в корень, нам всем, и одиноким и семейным, и влюблённым, и мужчинам, и женщинам сейчас больше всего нужна человечность, способность пережить прошлые потери и сохранить способность смотреть в небо и видеть звёзды.

Наверное тогда мы сможем любить и будем намного более счастливы.

страдание, боль, мужественность, зависимость, депрессия, взросление, женственность, материнский комплекс, психоанализ, любовь

Previous post Next post
Up