Mar 08, 2014 12:08
В продолжение записок о контрпереносе, особенно хочется сказать о важной проективной идентификации, в процессе которой клиент "помещает в терапевта", как в контейнер, содержимое своей психики, непереваренное и неосознанное, пугающее его настолько, что единственным желанием здесь поначалу является лишь желание убегать от этого. Поэтому на первых порах терапевту важно практически никак не возвращать содержимое, показав клиенту, что он может его переносить.
Этот процесс "перемещения" несваренного материала в психику, бОльшую по размеру, т.е. изначально материнскую, был впервые назван Мелани Кляйн проективной идентификацией.
Наверняка не стоит называть его контрпереносом, но однозначно можно считать частью контрпереносного материала.
С одной стороны клиент нуждается в прочном контейнере для этого пугающего материала, а с другой провоцирует терапевта отреагировать этот материал. Таким образом клиент проверяет прочность терапевтического контейнера, разумеется бессознательно, пытаясь заставить терапевта быть соответствующим его внутренним фигурам.
Разумеется, в зависимости от силы заряда (аффектами) проецируемого материала, терапевт в той или иной мере, так или иначе будет попадать в эти фигуры, становится действительно похожим на них. Так в рамках терапевтического пространства будет воспроизводиться неосознанный ранний опыт клиента, отражаться его внутренняя жизнь.
Поразительно точно это описывает Патрик Кейсмент в своей книге "Обучаясь у пациента". Он нашел хороший путь переработки таких массированных проективных идентификаций своих клиентов в том, что на каком-то этапе полностью соглашался с ними в том в том, что "повторял ошибки" родителей клиента из его прошлого, зачастую воспроизводя, хотя и в гораздо более безопасном масштабе, травматические реакции из прошлого. Невероятно целительным для его клиентов было то, что он полностью, совершенно не сопротивляясь и не впадая в чувство вины, признавал свои чувства и "ошибки", которые впоследствии оказывались понятыми как то, что пока клиент сам не был в состоянии переработать и осмыслить.
А как известно весь неосмысленный материал склонен отыгрываться и воспроизводиться.
Поэтому без понимания такого механизма и его содержимого (неосознанного материала) у пограничного пациента, терапевту бывает трудно без вины и ощущения некомпетентности признавать свои ошибки или сильную схожесть с негативными фигурами внутреннего мира пациента.
Наоборот же, зная и понимая эти процессы, терапевт, может помочь клиенту назвать и описать бессознательный материал, а к тому же признать наличие и нормальность любых, даже считающихся плохими, проявлений.
Например, терапевт, признавая, что он холоден или испытывает раздражение к клиенту, когда тот ловит терапевта на этом, когда это действительно так, создает для клиента понятное представление о том, что клиент адекватно воспринимает реальность, вместо того, чтобы скрывать свое раздражение или холодность.
То есть здесь возникает важная задача терапевта - хорошо понимать и дифференцировать, когда и правда стоит сохранять аналитическую нейтральность, не возвращать клиенту спроецированные чувства, а когда говорить правду о своих чувствах. Т.е. хорошо отличать, когда клиент нуждается именно что в контейнировании, а когда в тестировании реальности ваших отношений. И это, похоже, отдельная тема, про которую стоит написать еще одну статью.
контртрансфер,
ранняя травма,
работа,
цитаты,
терапия,
коллегам,
пограничная организация личности